«Несколько сотен шагов веры» – проповедь архиепископа Романа в Хандыге

11-12 марта 2017 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершал богослужения в храме святых апостолов Петра и Павла в поселке Хандыга. Его Высокопреосвященству сослужил настоятель храма протоиерей Вячеслав Молохатко. За богослужениями пели хор преподавателей и студентов Якутской духовной семинарии.

Вечером 11 марта архипастырь совершил Всенощное бдение накануне воскресного дня, а затем обратился к верующим с проповедью:  

— Как познать Бога – источник блага и счастья? Как быть с Ним? Сегодня мы читали отрывок из Евангелия от апостола Луки.

Мы знаем, что одними из первых, кто удостоились принять весть о Воскресении Христовом, были женщины – ученицы, спутницы Христа во дни Его земной проповеди, смиренно служившие Ему верой и правдой, посвятившие себя служению Богу. За праведность их жизни Он и дал им увидеть первыми, что Он воскрес. Встретив ангелов, сообщивших им, что Христос восстал, они идут к одиннадцати ученикам и рассказывают об увиденном. Женщинам не верят – во-первых, само событие воскресения – необычайной, во-вторых, сослались на женскую легкомысленность… Более того: сомнение продолжалось даже после того, как апостол Петр увидел опустевший гроб – но и ему не поверили.

А дальше произошло событие, о котором мы слышали сегодня. Два ученика, Лука (тот самый, Евангелист) и Клеопа, идут в ближайшее от Иерусалима село, Эммаус. На пути к ним присоединяется Воскресший Христос, но они Его не узнают. Он ведь был уже иным – победителем смерти, да, видимо, и их косность, грехи и ошибки не позволили им узнать воскресшего Учителя. Они позволяют Ему идти рядом, а между собой горячо спорят. Он спрашивает их: «О чем вы спорите?» Клеопа отвечает: «Ты, верно, пришелец – не из нашего города и не из нашей страны, раз спрашиваешь. Все знают о последних событиях», — и рассказывает о пророке, Иисусе Назарянине, Которого книжники и фарисеи предали из зависти на смерть, а потом, по свидетельству женщин-мироносиц и апостола Петра, Он воскрес. «Разве это возможно?»

«А разве вы не читали Писание?» – говорит им Иисус, имея в виду ветхозаветных пророков, которые за сотни лет предсказали Воскресение Христово. Он напоминает ученикам эти предсказания – они слышат, вспоминают, но продолжают не верить.

Подходит к концу их путешествие, они приходят в Эммаус и по окончании пути совершают трапезу. И во время трапезы Христос благословляет хлеб и преломляет его – как некогда Он совершил на Тайной Вечере. И только в этот момент у Луки и Клеопы как будто открываются глаза – и они узнают Христа, но Он исчез. И они спрашивают друг у друга: «Разве сердца не горели, когда Он рассказывал нам Писание?»

Горело. Но и это не позволило им открыть духовные очи, которые раскрылись при преломлении хлеба.

В таинстве, которое оставил Христос в основании Церкви, в Святой Евхаристии, познание Бога, встреча с Ним происходит явно, осмысленно и реально. Это – главное богослужение всей Церкви, средоточие церковной жизни. Все остальное – только подготовление к ней. Если христианин исполняет все заповеди, но не участвует в таинстве Евхаристии – Он не соединяется с Богом, оставаясь в процессе подготовки встречи с Ним. В принципе, можно так готовиться всю жизнь – но есть ли в том польза, когда Господь нам дал такое благо – соединяться с Ним уже здесь?

Благодарю Бога за то, что десять лет назад Он открыл сердца людям и даровал им решимость основать этот храм. И мы можем осуществлять в нем эту встречу со Христом в богослужении.

Особенно важна нам эта встреча еще и потому, что Хандыга была нулевым километром печального пути «Дальстроя», по которому прошли многие страдальцы, исповедники и мученики, в том числе и за правду и веру Христову. Совершая эту службу, мы молимся о них, чтобы Господь упокоил их души, чтобы на нашей земле больше не происходило таких переоценок ценностей, когда люди ищут жизни, в которой нет места Богу. Если не будет места Богу, не будет места и ничему благому.

На следующий день, 12 марта, во второе воскресенье Великого поста, памяти святителя Григория Паламы, архиерей совершил Божественную Литургию. Поздравляя с воскресным днем прихожан, владыка напомнил:

— Изначально целью воскресного дня было прославление Господа. Один день в неделю должен был быть посвящен благодарности Богу. Лишь после периода безбожия светское расцерковленное сознание стало воспринимать его как день безделья.

Почему же важно помнить о дне воскресном как о дне Божьем? Потому что через устанавливается иерархия ценностей. Во-первых – Бог, податель жизни. Во-вторых – иные наши потребности. Один великий древний святой говорил: «Если Бог будет на первом месте, остальное будет на своих местах». Если мы перечеркнем главенство Бога и посвященного Ему воскресного дня, то и остальное смешается и пойдет кувырком.

Сегодня мы возрождаем правильное устроение человеческой жизни, и я рад, что сегодня мы вместе молились за Божественной Литургией, соединились с Господом через Святую Чашу и друг с другом в единое Тело Христово — Церковь. Я желаю, чтобы это соединение с Ним было вам во исцеление души и тела. Это будет зависеть от вашего усердия и устремления сохранить Божественное в своей жизни – не растерять в суете дней, не позволить греховному очернить, осквернить и выгнать Божественное, данное со Святым Причастием.

Во второе воскресенье Великого поста, готовящего нас к празднику Воскресения Христова, Церковь предлагает нам историю от апостола Матфея – живописную и поучительную. Христос учит в доме в одном из городов Святой земли, Капернауме, и множество людей слушают Его, и множество людей жаждут получить от Него исцеления. Христос помогал через веру, через исповедание Его как Бога и через молитву – преодолеть физические, духовные и прочие немощи.

К этому дому, услышав о Христе, четыре человека приносят на носилках расслабленного – то есть парализованного, не владеющего своим телом в результате какого-то стресса или болезни, например, инсульта. Эти четверо подходят к дому, но не могут пробраться, потому что вокруг много людей. Что же они делают? Они залезают на плоскую, как принято на Востоке, крышу дома, разбирают ее и опускают через отверстие в комнату, где находится Христос, своего парализованного друга.

В других ситуациях, когда ко Христу приводили больного, Он вел с ним диалог – искал у него веру. Он спрашивал, готов ли человек к новой жизни. Больной должен был понять, почему ему дана была эта болезнь, быть готовым освободиться от нее и дать обещание начать новую жизнь без греха.

Этот диалог был очень важен. Но в этой истории его нет. Христос не разговаривает с парализованным. Он говорит: «Встань, возьми свою постель и иди». Почему Он так сказал? Евангелист Матфей говорит, что Христос видел веру четырех друзей, принесших расслабленного.

Парализованный не мог ходить ни по каким физиологическим законам – за время его болезни сами мышцы его потеряли силу. Но властное слово Бога: «Встань, возьми постель свою и иди», — делает так, что он встает, его мышцы наполняются кровью и силой – и он, взяв постель, уходит.

В этой истории не было исповедания веры, потому что были дела веры. Бог нас принимает не только за слова, но и за дела, которые значат очень многое. «Не всякий говорящий: Господи, Господи! – войдет в Царствие Небесное», — говорит Он. Очень часто Христос обличает фарисеев – законников, знавших Слово Божье, многократно повторявших имя Его, исповедавших Его – но дела их были совсем другими. Именно поэтому в этой истории Христос исполняет просьбу людей, чьи дела Он увидел.

Эта история важна для нас. У нас есть Богом данный храм – украшение Хандыги, без которой поселок уже не мыслится. Сам Богом здесь живет и действует – не навязываясь, не вмешиваясь в нашу жизнь, Он ждет нас здесь. Дело нашей веры – прийти в этот храм, пройти несколько сот метров. Тогда мы будем похожи на тех четырех людей, которые принесли своего расслабленного. И нас в храме тоже ждет благодатная помощь – в ответ на дела веры, совсем небольшие – всего лишь несколько сот шагов!

Если мы вспомним страшный богоборческий XX век – тогда пройти триста метров был очень опасно. Можно было поплатиться и работой, и даже жизнью. Но люди шли и проходили эти метры, и сейчас прославлены Церковью как новомученики и исповедники.

Нам свободнее, но мы ленивее их. Может, нас расслабляет благополучие – но для нас эти шаги оказываются сложнее, чем для тех, кто их совершал под страхом смерти.

Будем же помнить об этом данном нам от Бога благе – храме, службах и таинствах, в которых Он Сам невидимо присутствует. Будем стремиться сделать эти несколько шагов, чтобы войти в храм и через встречу с Богом обновить внутреннее содержание нашей жизни.

Один из церковных писателей заметил еще одну вещь. Какие замечательные друзья были у этого расслабленного! Ради него совершили большой путь, неся его на руках, потом разобрали крышу чужого дома и, видимо, за это заплатили потом… Как важно среди своих друзей иметь подлинных людей – веры, правильного духа, праведной жизни – чтобы они могли если уж не нести нас парализованных, то по крайней мере искренне молиться. Потому что переживание за своих ближних очень нам помогает. Часто, испытав облегчение в скорбные минуты, позже узнаешь, что за тебя кто-то помолился, часто не один, а несколько человек.

Это присутствие хороших людей в нашей жизни нас спасает. Дай, Господи, чтобы мы стремились иметь не знатных, популярных, обладающих властью друзей, а верных по духу!

Затем владыка поблагодарил и вручил награды прихожанам и благодетелям храма. Медалью священномученика Евгения (Зернова) была награждена И. Г. Романенко.

В 2017 году Петропавловский храм отмечает десятилетие со дня основания.

Posted in Главное, Служение архиерея and tagged .