Когда-то в Нерюнгри было примерно пятнадцать рок-групп. Не Екатеринбург, конечно, и не Питер, но тоже ничего. Одни разъехались, кого-то уже нет на этом свете, кто-то просто отошел от творчества.
Споры на животрепещущую тему «Можно ли православным слушать рок?» — отошли в прошлое. В подвале приходского дома Казанского храма города Нерюнгри регулярно репетирует рок-группа “GreenLight”. Основатель, Денис, только что вернулся из армии и пока к делу не подтянулся. Состав обычный: две гитары, бас, клавиши, ударные – как положено. Сегодня, правда, музыкантов только двое – Александр и Руслан. Остальные – кто на учебе, кто на работе. Группа гендерно неоднородная, как сейчас говорят – на басу, например, играет девушка Марина. Ее сегодня тоже нет – работает.
Увидев меня, ребята пытаются скромно перейти с очень тяжелого рока на лирическую рок-балладу.
— Да нет, вы продолжайте, продолжайте! – смеюсь я. – Если бы в подвале храма, где я воцерковлялась, играла группа, может, я тоже бы к вам присоединилась.
На самом деле, играть они могут практически все. Начинали с фанка, блюза. «Могли что-нибудь попсовенькое сыграть для молодежи», — снисходительно говорит барабанщик Руслан. Играли и свое, и чужое. Теперь перешли почти полностью на авторские композиции.
— Какая стилистика?
— Не будем об этом, — тактично уходит от ответа Руслан.
— Прогрессивный трэш, — немного смущаясь, признается гитарист Александр.
Что ж, действительно серьезная и очень тяжелая музыка. Не всякий осилит.
— Ну, у всех свои вкусы, — улыбаются ребята.
Обитая ковролином комната в подвале приходского дома к услугам “GreenLight” хоть каждый день. Одним ковролином, на самом деле, звукоизоляцию не создашь, стены нужно обивать дополнительно специальным материалом – поэтому в трапезной отлично слышен бодрый ритм. Ребята не унывают: у кого-то вообще никакой базы нет (или денег на ее аренду). Сотрудники и посетители трапезной тоже не жалуются: во-первых, группа репетирует здесь не просто так, а по благословению настоятеля, иеромонаха Аркадия (Мамая), а во-вторых, ребята ведут себя прилично и даже тихо – шума с улицы гораздо больше.
Прошу показать что-нибудь свое. «Сейчас будет громко», — предупреждает Руслан. Александр настраивает технику. Наконец, раздаются гитарные рифы, вполне рок-н-ролльные. Не так уж и громко, оказывается. Инструментальная композиция, видимо, достаточно новая – ребята на ходу экспериментируют с ритмом, переговариваясь между собой.
На вопрос: «Сколько раз в неделю репетируете?» — Александр мрачно вздыхает:
— По возможности. Можем всю неделю здесь работать, а можем вот – неполным составом пару дней посидеть. Молодежь сейчас к музыке не особенно тянется.
Александр учится в техническом институте Нерюнгринского отделения СВФУ. Филолог. В основном тексты для песен группы пишет он, но одновременно петь и играть пока не получается. «Даже не просите!» — предупреждает он. Хотя вокалу учится специально. О стиле поэзии говорит охотно:
— Футуристика. Фантастика научная. Эсхатологическая поэзия.
Первые результаты ребята обещают показать летом. Руслан сетует на плохое оборудование: «Как раз поменять, может, успеем! Разве это тарелки? – сердится он и стучит палочкой по тарелке своей ударной установки (по мне – так тарелка и тарелка). – Это крышка от кастрюли! Голь на выдумки хитра. Все менять надо».
“GreenLight” не пытается имитировать некогда модный стиль «христианский рок» и никакими миссионерами от культуры себя не считают. Играют и играют, рок и рок. В конце концов, у верующих людей (а они действительно верующие – регулярно посещают этот же Казанский храм) могут быть разные увлечения, лишь бы не греховные. Не всем же в церковном хоре петь.
Время уже довольно позднее, а ребятам еще надо успеть отрепетировать несколько композиций. Не хочу мешать, желаю успеха и тихонько выхожу. Вдогонку слышна прощальная мелодия, навевающая ассоциации с “Pink Floyd”. Я же говорю, они могут сыграть практически все.
Инокиня Евгения Сеньчукова