Архиепископ Роман: «XXI век перестал смеяться над романтическими вопросами о смысле жизни»

Открывая пленарное заседание XIII Республиканских Рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», архиепископ Якутский и Ленский Роман выступил с основным докладом.

Сердечно приветствую участников и гостей Рождественских образовательных чтений.

Настоящий форум призван служить объединению общественных сил в деле духовного возрождения нашей республики и России в целом. Все мы знаем, как важна роль священников и педагогов в этом процессе. Как и прежде задача Чтений – актуализировать опыт веры, показать его в разрезе человеческой жизни, в разрезе тех сфер, которые призваны к ее управлению. 

На протяжении двух тысяч дет люди разных культур, разных народов, разных сословий и возрастов отзываются сердцами на вечные слова Христового благовестия: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Сердца людей, отозвавшихся на зов Спасителя, свидетельствуют о непреложной истинности того, что они восприняли. Семена, посеянные Христом в таинственные, сокровенные глубины человеческих душ, неизменны во все времена, поскольку, как говорит апостол Павел: «Христос и вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

Вместе с тем развитие, рост, становление «сокровенного сердца человека» непредсказуемы и неопределимы в категориях. Этот таинственный процесс, в первую очередь, связан с Божественным даром личного бытия. Каждая личность неповторима, опыт переживания каждым человеком своего этического становления, своего общения с Богом невозможно исчерпывающе передать другому. «Каждый здесь является первопроходцем, — отмечает один из современных богословов, — каждый должен пройти весь путь сам и обрести своего личного Бога… Бог один и тот же для всех людей, но Он должен быть открыт мною и стать моим». Это положительный аспект многообразия творчества в самопознании и этике, и связан он с даром свободы, возможностью личного выбора.  

Извечные поиски и проблемы человеческой души, которые мы называем нравственными, являются важными для каждого из нас. Но как в современном обществе, так и у предыдущих поколений в светской, а порой даже в христианской среде, часто возникали подобного рода вопросы: «Нужны ли эти нравственные ценности, если в большинстве своем в этой жизни получают всё те, кто способен с легкостью нарушить эти ценности?» или «О каких ценностях морали можно говорить на голодный желудок?» и т.д. Ведь действительно, сегодня в большинстве своем безнравственность стала нормой жизни  и насаждается в качестве некой модели нормального состояния личности в современном обществе. Это своеобразная духовная деградация человечества, с которой необходимо бороться и против которой восставать, поскольку без веры в Бога, или без религии, весьма трудно найти основания для нравственной жизни.

Ставя подобные вопросы, мы уже погружаемся в область этики, сферу размышлений о человеческой нравственности. Ведь от этих горьких и жгучих вопросов невозможно просто отмахнуться, к ним снова и снова подводит нас сама жизнь. Отвечая на поставленные вопросы, отметим, что за годы советской власти «нравственным фактором» часто пытались закрывать все дыры дряхлеющего общественного организма. Поэтому и неудивительно, что впоследствии кризис социалистической морали обернулся обесцениванием морали в целом. Между тем, чем острее проблемы встают перед нами, чем неувереннее перспективы на будущее — тем вернее стремление современного человека найти какую-то твердую почву под ногами, то, ради чего стоило бы жить, что могло бы служить своеобразным камертоном его возбужденной души, мерилом его поступков. Сознательно или бессознательно человек снова и снова обращается к кардинальным вопросам нравственности и к выбору нравственных ценностей.

Именно поэтому и именно сейчас, когда нравственно духовный потенциал нашего общества уже довольно истощен, необходимы шаги, которые бы смогли стабилизировать духовное состояние общества и спасти его от окончательного разложения. Именно поэтому, сегодня как никогда общество должно услышать и принять слова Христовой Церкви, которая с момента своего основания Спасителем мира, не перестает возвещать свет Божественной правды и истины и призывать к обновлению каждого отдельно взятого человека.

XXI век перестал смеяться над романтическими вопросами о смысле жизни, которые были очень важны для мыслителей прошлого. Вопрос ценности жизни вновь и вновь приобретает значимость. Понятием ценности является человеческая, социальная категория: с ее помощью измеряются все предметы и явления, общественные и естественные. Человек есть мера всех вещей, справедливо утверждал древнегреческий философ-софист Протагор, но инструментом измерения, мерилом выступают ценности. Ценность — идеал, цель, направленность. Мир ценностей — мир должного.

Христианские нравственные ценности — вечны. Они абсолютны, поскольку неизменны. И в этом изменчивом мире, когда мировой социум представляется сложным и изменчивым, переживающим утрату целостности и неизменности нормативной системы нравственных ценностей, вечные и абсолютные христианские ценности должны стать ориентиром и маяком для современного общества. Размышляя о христианских нравственных ценностях митрополит Волоколамский Иларион, подчеркивает: «Абсолютные нравственные ценности — это наш общий фундамент. На нем развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни».

Современное общество и современное человечество ставит перед нами, христианами, все новые и новые вызовы. К сожалению, нравственные ценности, которые предлагает христианская культура в нынешнее время, не устраивают общество. Но роль Церкви заключается в том, чтобы помочь и неустанно возвещать обществу, что правильное избрание нравственных ориентиров или же ценностей — это выбор между добром и злом, между жизнью и смертью. Таким образом, нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал.

Каждый из нас видит насколько меняется современный мир с каждым годом, насколько рушатся извечные нравственные ориентиры и устои, которые долгие годы выстраивала Церковь. Мы видим, как постепенно, но планомерно разрушается институт семьи и брака, как поощряются и пропагандируются любого рода и вида отклонения в поведении и во взаимоотношениях между людьми. Все это, несомненно, беспокоит каждого христианина, для которого мерилом его жизни является Сам Христос. Нравственность, кто и что бы сейчас не говорил, не отделима от религии. И только вера в Бога дает прочную нравственную основу.

Церковь постоянно говорит, что без истинных, абсолютных нравственных идеалов, которые мы, христиане, называем Божьими Заповедями, человечество может запросто утонуть в пучине греха. Христианские ценности — это не что-то архаичное, что-то, что утратило свою актуальность, что-то сегодня является «не модным» и т.д. Христианские ценности — это истинные принципы жизни, не исполнение или отказ от которых, несомненно приведет к краху и культуры, и общества, и даже личных человеческих судеб. Потребительское секулярное общество зная об этих Заповедях не желает принимать их в полной мере, избирая для себя только удобные ему. Так, к примеру, из десяти Заповедей для нынешнего поколения уже не работают пять: три из них, посвященные Богу, поскольку вступают в противоречие со свободой совести, еще одна о субботе, потому что противоречит свободе распоряжаться своим временем, и последняя — «не прелюбодействуй», поскольку вносит противоречие со свободой личной жизни. Всё это, несомненно, ведет к потере истинных нравственных идеалов и, как следствие, к процветанию греха и порока.

Таким образом, для того, чтобы будущее человечества и нас самих было вообще, нам необходимо понять, что мы стоим на пороге, когда может наступить точка невозврата, после которой всё, что строили наши предки, всё, за что они боролись и чем гордились, может просто исчезнуть. Ведь действительно, как уже было отмечено ранее, чем дальше человечество отходит от Бога, тем больше у него наблюдается утрата нравственности. До тех пор, пока мы этого не осознаем, мы будем все больше и больше деградировать, и терять себя как единое целое.

Мне радостно сегодня приветствовать на открытии наших Рождественских чтений представителей педагогической общественности и духовенства. Я сердечно благодарю вас за усердные труды на ниве воспитания и просвещения детей и молодежи.

Желаю успеха в работе всем участникам Рождественских чтений и призываю на вас Божие благословение!

Posted in Главное, Общеепархиальные события and tagged , .