В шестое воскресенье по Пасхе Церковь вспоминает евангельский эпизод об исцелении Христом Спасителем человека, слепого от рождения. Плюнув на землю, Христос сделал из земного праха брение, которым помазал глаза слепого. Умывшись в Силоамской купели, человек прозрел. Это исцеление, совершенное в субботу, вызвало негодование фарисеев, однако сам бывший слепой исповедал Христа Пророком и уверовал в Него.
13 мая 2018 года в Преображенском кафедральном соборе по традиции совершалось две Божественные Литургии — ранняя на якутском и поздняя, возглавляемая архиепископом Якутским и Ленским Романом, на церковнославянском языке. На сугубой ектенье владыка Роман возгласил молитву об утишении водной стихии, от которой сейчас особенно страдает Ангинский улус. Днем ранее архипастырь посетил село Анга и помолился с его жителями. В воскресной проповеди владыка напомнил верующим о связи любого бедствия с миром духовным:
— Одним из следствий первого греха прародителей наших было уничтожение гармонии всего мира. Мир, сотворенный Богом, не знал ни зла, ни страданий, ни разрушительных стихий. Только со грехом в мир ворвались непорядки, нестроения и бедствия. Сегодня мы переживаем ледоход на Лене и весенний паводок. Я вчера был в Анге, встречался с жителями и собственными глазами видел печальные последствия этой огромной массы воды, перед которой становится страшно.
В нашей жизни все взаимосвязано. Если мы будем потворствовать греху и отходить от Бога и Его заповедей, то результатов присутствия зла в этом мире будет еще больше. И сегодня, и вчера, и в будущие дни мы будем молиться, чтобы Господь по Своей любви и милости оградил нас от стихий, от пожаров и других катаклизмов. Будем стремиться жить праведно и свято — чтобы зла и его последствий в нашем мире было меньше, а благодатной Пасхальной радости — больше.
Напоминая верующим значение сегодняшнего евангельского чтения, архипастырь обратил внимание на внутреннюю слепоту каждого из нас, исцеляемую Господом.
— Слепота от рождения — ужасное состояние и ужасная трагедия и для близких человека, и для самого его. Такого слепого исцелил Христос. Я хочу отметить: слепорожденный человек — это символ нашей души. Вы удивитесь: «Неужели мы слепы от рождения?» Отчасти, духовно мы слепы. Мы рождаемся с расположенностью к греху — последствием греха первородного. Каждый человек в силу греха наших прародителей несет в себе этот горький его отпечаток — мы все тяготеем ко греху. Чтобы это тяготение, эту духовную слепоту упразднить — нужен Бог. Только Он может устранить последствия первородного греха в каждом человеке, и для этого Он и сошел на землю, принял мучения на Кресте и победил смерть. Только Бог может вернуть человеку полноценное духовное прозрение. Начало этого прозрения происходит в момент вхождения человека в Церковь через Таинство Крещения. Чем исцелил Христос слепорожденного? Брением, смешением Своей слюны с пылью. Тем самым Он сказал: нет, не известным лекарством и не неизвестным снадобьем, а только Божьей силой и Божьим действием происходит прозрение — в том числе и духовное. В Таинстве Крещения человека обновляет не сама по себе вода, а священнодействие, в котором Сам Бог исцеляет духовную слепоту, от рождения унаследованную нами, и дает возможность и в дальнейшем прозревать и правильно видеть. Главное — поддерживать в себе это зрение через Священное Писание, через периодическое просвещение ума в том числе и в соборной молитве.