Праздник в Намском улусе

7 июля — особый день для Намского улуса. Храм села Намцы отмечает свой престольный праздник — Рождество Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь восстанавливалась руками жителей, иконостас украшен уникальными образами ручной работы, выполненными в технике письма по металлу. Сегодня здесь регулярно совершаются богослужения на якутском языке. Настоятель храма — протоиерей Павел Слепцов. 

7 июля 2018 года Божественную Литургию в Иоанно-Предтеченском храме совершил архиепископ Якутский и Ленский Роман. Богослужение завершилось крестным ходом. 

— Сегодня мы вспоминаем великого человека — не только мы его так назвали, но Сам Христос в Священном Писании говорит нам, что нет среди рожденных на земле большего человека, чем Иоанн Креститель, — напомнил владыка верующим, приветствуя их по завершении крестного хода. — Эту похвалу из уст Спасителя Иоанн Креститель заслужил за свое пророческое и уникальное служение быть «предтечей» — то есть быть перед пришествием Христа. 

В день памяти пророка Иоанна мы призваны и вспомнить обстоятельства его чудесного рождения, и вглядеться в его образ: даже внешним видом он был неотмирным, как будто не принадлежащим ни законам, ни стихиям этого мира. Что позволило ему подняться над житейскими проблемами так, что не было на нем отпечатка жизни земной? Думаю, что его безграничный жертвенный аскетизм. Вся совокупность его жизни была направлена на служение духа. Духовное было в начале каждого его шага. За эту приверженность духовной жизни он и получил право быть пророком, предвидеть грядущее пришествие Христа, которое он и проповедовал призывом к покаянию. Господь наделил Иоанна талантом проповеди так, что его ученики были многочисленны — и тоже готовили своими словами пришествие Христово. 

Жизнь свою он закончил мученически, и его кровь, как и кровь иных мучеников, послужила семенем Церкви — средством, на котором Церковь состоялась. 

Сегодня мы обращаем свои молитвы к этому угоднику Божию, веря, что его заступничество будет сопровождать каждого молящегося. Для Намцев этот праздник велик вдвойне. Наши благочестивые предки, устроив здесь храм, вручили его под покров и небесное заступничество святого Крестителя Спасова Иоанна. 

Затем архипастырь направился вглубь Намского улуса для следующего богослужения, а по пути посетил музей государственности Республики Саха (Якутия) в селе Хатырых. В музее представлена уникальная экспозиция, сочетающая в себе предметы быта XIX века и послереволюционного периода, элементы богослужебных облачений и советских транспарантов… Встречаются неожиданно эклектичные экспонаты: четырехметровый крест-сэргэ, установленный в 1852 году в Тюбятском наслеге семьей Пестряковых, а также крест, сооруженный жителем Намского улуса Егором Аммосовым в 1923 году в память учреждения Якутской автономии. На обоих крестах вырезаны слова стихиры: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». 

Конечным пунктом архипастырского визита стал участок «Культура» Тюбинского наслега Намского улуса. Здесь владыка освятил часовню в честь Казанской иконы Божией Матери на месте Тюбя-Басинской Казанской церкви, построенной в 1866-1873 годах. Храм освятил первый якутский архипастырь епископ Дионисий (Хитров). При церкви была открыта школа грамоты; существовала библиотека духовно-нравственной литературы.

В конце 1920-х годов храм был разорен — с него сняли купола. Но здание удалось сохранить: до 1961 в нем располагалась начальная школа. Многие старожилы Тюбинского наслега вспоминали, что учились в ней. Однако в 1962 году храм перевезли в село Булус, где оно до начала 2000-х годов служило сельским клубом, а ныне пустует. 

После молебного пения и освящения часовни владыка поздравил верующих и тепло поблагодарил строителей. В подарок собравшимся были розданы книги о святителе Иннокентии, апостоле Сибири и Америки, на якутском языке — родном для большинства жителей Тюбинского наслега.

Освящение часовни стало значительным событием в жизни села. Средства на строительство собирали всем миром. Сами жители признаются, что этим общим делом они, можно сказать, просят у Господа прощения за своих отцов, разоривших Его храм.

Posted in 1-е Центральное благочиние, Главное, Служение архиерея and tagged .