Размышления над молитвой Ефрема Сирина: чем опасно празднословие?

13 марта 2019 года, в третий день Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил вечернее богослужение в Покровском женском монастыре города Якутска. За богослужением пел хор епархиальных певческих курсов. 

По завершении богослужения владыка обратился с проповедью к сестрам, прихожанам и паломникам обители. 

— Одна из частых молитв Великого Поста — молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…». А дальше называются самые важные, по мнению преподобного Ефрема, моменты духовной жизни. Когда их произносишь, они важными не кажутся. «Дух праздности, уныния, празднословия не даждь ми»? Что это за проблема? У нас скорби, болезни, против нас совершают злые дела… А мы о каком-то празднословии. Наверное, это только для преподобного Ефрема Сирина важно. 

Но Церковь не могла ошибиться. Со времен этого святого прошло тринадцать веков, и миллионы людей — патриархов и мирян, богословов и монахов повторяют его молитву, не отменяя ее. Значит, перечисленные в ней грехи очень вредят нам.

В сравнении другими грехами празднословие вообще грехом не кажется. Кто-то убивает, кто-то ворует миллионами. Вот это грехи!

А празднословие — грех изящный в руках сатаны, изощренный. И Ефрем Сирин не случайно его называет. Слово — великий дар Божий. Им можно убить и вылечить, унизить и воскресить. И сейчас, в священное время Великого Поста, к собственному слову стоит присмотреться внимательнее. Как мы им пользуемся? Что и сколько мы говорим? За каждое слово, которое мы произносим, мы дадим Богу ответ — так Христос сказал. А мы, даже если сами не говорим, часто бываем подвержены слухам и сплетням. Похоже, как от грязного потока отходят ручейки. Если им давать растекаться, то грязи становится больше. Если же есть одна сточная канава — то она течет себе и течет. И часто мы, слушая сплетни и грязные слухи о других, становимся такими ручейками. Уверены или не уверены, правда или неправда — все рассказываем. Лишь бы поучаствовать!

Мужчины могут сказать: «Ну, это женский грех». Нет, ему подвержены все. Повторяем услышанную грязь, не думая, что будем за это отвечать. 

В этом и заключается празднословие. Слова не просто пустые — они недолжные, не достойные христианина. Мы должны обратить внимание на то, что мы говорим и передаем друг другу. Во времена святителей Василия Великого и Григория Богослова обсуждалась богословская терминология. И один из церковных историков писал, что люди были настолько погружены в эту дискуссию, что на базаре спорили о слове «Единосущный», насколько оно верно подходит к Сыну Божию.

Сейчас более печальные времена. Скорее всего, мы ни на базаре, ни дома, ни даже в храме не заняты такими мыслями. Мы засорены лишней, грязной информацией. На службе даже стоишь — и она лезет в голову. Надо ставить заслон: гадкое, что просится на язык — остановить. И это будет началом очищения и окружающих, и самого себя. И через это темнота и зло во мне и в окружающем мире будут уменьшаться. 

Я желаю, чтобы мы с успехом прошли во дни Великого Поста большую внутреннюю работу покаяния и совершенствования, чтобы пришли к Пасхе Божией обновленными.

Последнюю часть Великого Покаянного Канона архиепископ Роман будет читать 14 марта в  Георгиевском храме поселка Жатай в 18.00.

Posted in Главное, Служение архиерея and tagged , .