Что значит «в Бога богатеть»?

1 декабря 2019 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), руководитель епархиального отдела по культуре иерей Виталий (Беликов), проректор Якутской духовной семинарии по воспитательной работе иеромонах Тихон (Воробьев), иерей Евгений Солодовников, иерей Александр Коробкин.

По завершении богослужения владыка обратился к пастве с наставлением: 

— Поздравляю вас со днями Рождественского поста, который вы все в соответствии со своими возможностями стараетесь соблюдать. Многодневные посты — неотъемлемая часть в жизни христианина. Святая Церковь мудро установила их практически со дня основания и призывала каждого человека посвящать эти дни особо внимательному отношению к своей душе.

Пост — это очищение. Поскольку мы с вами — духовно-телесные существа, то должны прислушаться и обратить внимание на свое тело, освободить его, отказавшись от тяжести продуктов животного происхождения. Ну и конечно мы очищаем душу. Это очень тонкий и сложный процесс. Легче отказаться от продуктов, чем отказаться от дурных пристрастий и привычек. Процесс очищения один из современных богословов сравнивает с реставрацией иконы: нашлась икона, но от времени и неправильного использования она почернела. Ее надо очистить — снять с нее грязь, то есть — снять с себя грязь грехов, и добраться до первоначального лика — образа и подобия в нас. Очень важно узнать свой первоначальный лик, снять наносное и оставить первоначально. И конечно, это возможно только, если мы поставляем себя перед Священным Писанием. И самое важное в духовном делании во время Рождественского поста — чтение и слушание Слова Божия, которое станет нам руководством.

Сегодняшний рассказ — о безумном богаче. Начиная его читать, мы никак не можем назвать этого богача безумным. Вот состоятельный человек — это хорошо. Наверное, он много потрудился, собрал урожай — это тоже хорошо. Потом решил, что, чтобы урожай не пропал, свои амбары надо развалить и построить новые — тоже хорошо. Все это характерно и привычно. 

А потом этот человек говорит своей душе: «Все у тебя теперь есть! Теперь можно ничего не делать, только есть, пить и веселиться!»

В каком-то смысле, перед нами идеал земного человека. Хорошего, но неверующего, который не верит во вторую часть этой притчи. А именно она открывает весь смысл. Как только богач произносит эти слова, как только предается беспечному ничегонеделанию, он слышит свою совесть — а совесть это и есть голос Бога — которая говорит: «Безумец! У тебя этой ночью душу отнимут — и что ты будешь делать с этим богатством?» Так бывает с теми, кто «не в Бога богатеет», заключает евангелист.

На самом деле, земные вещи, окружающие нас — заработаны нами. Но если только на этом остановить свой взор и забыть, что наше призвание — быть рядом с Господом, в вечности, если забыть, что смерть отнимет у нас наше материальное — останется только духовное, только то, что мы должны собрать, «богатея в Бога»: молитвы ближних, их благодарность, любовь к ним. Вечные духовные ценности будут сопровождать нашу душу там, в неземном вечном мире. И если мы не смогли верно распорядиться своими и материальными богатствами, и личностными, просто сложили их и успокоились, наслаждаясь ими, то не будет у нас перспективы вечной жизни. А будет про нас история, которую так и назовут: «история о безумных богачах». 

 

 

Posted in Главное, Служение архиерея.