Притча о злых виноградарях — о разорителях храмов Божьих

19 сентября 2021 года архиепископ Якутский и Ленский Роман возглавил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. За богослужением возносились особые молитвы о  супружестве, а для поклонения на середину храма была изнесена икона святых благоверных Петра и Февронии с частицами их мощей, память которых в этот день совершается.

На Литургии с якутянами молились молодые люди из патриотического клуба «Молодая Якутия», прибывшие из Алданского района. По завершении богослужения владыка тепло приветствовал гостей.

Архипастырь поздравил верующих с праздником и произнес проповедь на евангельское чтение дня — притчу Христа о злых виноградарях.

Один хозяин устроил виноградник — это кропотливый и тяжелый труд: возделать землю, посадить виноград, поставить ограду для него, дождаться, пока виноград поднимется… После этого хозяин нанял в виноградник работников, чтобы они смотрели за ним и в нужное время собирали плоды. Но эти работники дерзнули присвоить себе собственность хозяина. Он посылает к ним своих помощников, и виноградари их побивают или убивают. Тогда хозяин думает: «Наверное, они хотя бы моего сына постыдятся», — и отправляет к ним своего сына. Но они не послушали сына и убили даже и его. Спаситель заключает эту историю вопросом: «Что сделает виноградарям сам хозяин, когда придет?» — и слышит вполне справедливый ответ: «Злых зле предаст их», то есть по-церковнославянски: «Предаст их злой смерти».

Страшная история. Нам кажется, что она нас не касается. Но нет — касается. Святые отцы, толкователи Священного Писания, изъясняя ее, хозяина виноградника сравнивают с Богом Отцом, Который отдал землю в распоряжение человеку, а человек наполнил ее грехом, а Сына Божия, посланного, чтобы усмирить и образумить, люди убили. Такое зло, если не исправляется, наказывается Богом, иногда даже во время земной жизни и уж точно в вечности.

Мы не должны следовать злым этим виноградарям, но данное нам Богом беречь и преумножать, хранить и развивать. Я имею в виду все ценности земные, среди которых есть и такая, требующая особого уважения и охранения, как храм Божий.

Двадцатое столетие вошло в историю как страшный век попытки жить без Бога, с атеистической идеологией. Он был отмечен страшным разорением храмов. Только в Якутии было как минимум сто тридцать храмов, и в двадцатом веке практически все они были уничтожены. Лишь спустя много лет, когда атеистическая стена рухнула, началось их восстановление.

Очень непросто прошла жизнь дерзнувших разорить святое место Божье. Во время поездок по Якутии я слышал истории о том, что люди, попытавшиеся в период богоборчества уничтожить храм, последовать атеистической идеологии до крайней степени, очень печально заканчивали свою жизнь. Слова из Священного Писания «злой смерти предаст их» — не напрасны. Они очень страшно исполнялись в нашей истории.

Слава Богу, в конце двадцатого — начале двадцать первого века ситуация духовно образумилась, мы начали строить и восстанавливать храмы. Это большой труд и большое старание многих людей — вновь на этой грешной земле выделить место, которое бы отличалось от остального чистотой, благодатью и посвящено было Богу. Но даже и доныне есть люди, которые сознательно противятся восстановлению и строительству храмов, с какой-то сатанинской злобой, боясь, что благодать и сила, исходящая от них, будет обличать их пороки, уничтожать неправду вокруг, свидетельствовать о Боге и необходимости славить Его.

В этом году мы освятили несколько храмов: в честь Богоявления в поселке Серебряный Бор Нерюнгринского района, Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Кысыл-Сыр Вилюйского района, только что — Никольский храм в Ленске. Даст Бог, освятим в конце года храм Иверской иконы Божией Матери в Алдане. Еще двадцать пять храмов строится. Все это проходит очень трудно. Мы все равно не достигнем того количества храмов, которое было до революции, но во всяком случае, переживя этот печальный век, мы стараемся воссоздать атмосферу благодатную христианскую через храмостроительство, а затем и деятельность храмов, которая, безусловно, поможет в жизни и будет благодатно воздействовать на людей.

Вопрос отношения к храму определяет положительные стороны личности. Нам часто приходится задумываться: а каков этот человек? Если в человеке сидит ненависть к храму, доходящая до противления, то это свидетельство об очень плохом его устроении. Такого человека стоит опасаться и не сближаться с ним. Напротив, если в человеке есть вера в Бога — необязательно глубоко церковная, но во всяком случае есть понимание о Боге — то этот человек правильно устроен, верен призванию, которое ему дано от Него. Это здравая личность. 

Пусть сегодняшние размышления дадут пищу для нашего разума и души, пусть Слово Божье живет в нас, а покров святых угодников, среди которых и святые Петр и Феврония, простирается над нами.

 

Posted in Главное, Служение архиерея.