«…Храмы — это небо земное, это царство Бога на земле,
где непрестанно прославляется пречестное и великолепое имя Божие,
где мы освящаемся посредством молитвы и Таинств,
где мы искренне беседуем с Богом, как чада с Отцом,
где мы делаемся живыми храмами Божиими,
где мы теснейшим образом соединяемся с Богом…»
–Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Живое слово мудрости духовной».
Каждый из храмов Якутска уникален своей историей, святынями и настоятелями. Все это–свидетельство того, как богата история православия Якутии, какие необыкновенные люди созидали веру на этой земле, и как безжалостно и быстро другие люди разрушали это. И как много еще надо времени, сил и средств для восстановления всего утраченного.
Парадоксально, что в ренессансное для Церкви время, когда она возрождается после трагической истории XX-го века, так мало людей посещают храмы, мало относительно того, сколько людей называют себя православными христианами. Сейчас, когда мы свободны в вероисповедании, в выражении своей веры, большинство из нас отмахивается фразами: «Бог в душе», «верую в Господа, но не верую в Церковь» и многое другое.
Надо отдать должное всем четырем настоятелям. Они терпеливо и подробно рассказывали о храмах человеку, хотя и считающему себя верующим и воцерковленным, но все же неофиту, далекому от внутрицерковной жизни. С какой любовью и трепетом каждый говорил о святынях храма. Сказать по совести, то, о чем далее пойдет речь должен знать каждый не номинальный верующий христианин, живущий в Якутии. Ну, это по совести…
ОБИТЕЛЬ С 355-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА
Спасский мужской монастырь–одна из первых монашеских общин на севере-востоке России. Основан в 1663 году. До наших дней сохранился только корпус архиерейских покоев, служащий главным зданием Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского. В 1923—1974 годы в одном из соборов монастыря размещался архив Якутской АССР, затем и его снесли. Начатое в 2011-ом году восстановление монастыря продолжается по сей день. Посильными трудами братии (десять насельников) и настоятеля игумена Никона (Бачманова), а также финансовой поддержкой ктитора Сергея Немировского монастырю постепенно возвращается исторический облик. В 2012-ом году построен деревянный монастырский храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя, в 2014-ом–келейный корпус.
Историческая территория монастыря, которая была гораздо больше, чем нынешняя, вмещала несколько храмов, здания мастерских, каменную колокольную башню, первую в Якутской области низшую школу, Якутское духовное училище, женское епархиальное училище и многое другое. Здесь же был некрополь, на котором хоронили как священнослужителей, так и горожан, внесших вклад в развитие обители. «Своего рода Новодевичье кладбище» –говорит отец Никон. Для Якутской области Спасский монастырь был центром просвещения и духовности. К слову сказать, прославленная якутская интеллигенция конца XIX–начала XX вв. вышла именно отсюда.
В 90-е годы прошлого века, когда еще не шла речь о возрождении обители, в память о том, что на этом месте был монастырь, установили часовню в честь Святителя Иннокентия. Святейший Иннокентий является небесным покровителем Спасского монастыря. С 1853 по 1860 годы он вел в Якутии обширную миссионерскую деятельность, будучи настоятелем монастыря более семи лет. И ныне братия монастыря продолжает дело великого миссионера, неся послушания не только в строительстве или в хозяйственных делах обители, но и в просветительской деятельности.
“Интересным было мое знакомство со школой рядом с монастырем,–рассказывает отец Никон,– я иногда бываю там с лекциями. И, когда в первый раз пришел к “соседям”, поразился тому, что учителя, в общем, с многолетним стажем не знали о существовании монастыря. Ну, видят часовенку в окнах аудиторий и не задаются вопросами. Для них было большим открытием узнать, что они учатся и учат рядом с таким уникальным местом”.
До строительства монастырского храма первая братия начала собираться вокруг строительного вагончика с куполом, служившим одновременно первым храмом, воскресной школой и келейным помещением. Бывший когда-то обезображенным пустырем–пристанищем бродяг, монастырь встает на ноги. Сейчас бездомные люди приходят в трапезную монастыря, где никогда не получат отказа в еде. Такова традиция монастырей.
Недалеко от часовни, напротив музея, стоит крест. До разрушения монастыря на этом месте стояла церковь Вознесения Господня. Известно, что под ней был похоронен епископ Иаков (Домский). Крест поставили на этом месте предположительно. Позже выяснилось, что епископ похоронен рядом, в нескольких шагах от предполагаемого места. К епископу Иакову мы еще вернемся, когда будем говорить о Никольском храме, где находятся его останки.
В противоположной стороне, рядом с монастырским корпусом, стоит крест, напоминающий о другом епископе, отошедшем ко Господу на якутской земле, епископе Зосиме (Давыдове). “Одной из святынь нашего монастыря можно назвать крест с могилы епископа Зосимы,–рассказывает отец Никон. Поскольку на могилу владыки поставили большой красивый крест, этот крест оказался на складе. И так как на месте строительства храма полагается ставить крест, мы решили взять этот. Тем более храм построен в память о покойном владыке.
Пока в наших мечтах и молитвах–создать тихую обитель в центре города, отдельный мирок, чтобы люди, приходя сюда, забывали о суете. Верующие бы сосредотачивались на мыслях о Боге, на молитве, а другие могли просто отдохнуть на площади рядом с храмом, которую мы собираемся облагородить этим летом. Ведь атмосфера монастыря призвана одухотворять любого человека вне зависимости от его мировоззрения. К счастью, и паломнические визиты не редкость для нашего монастыря. При монастыре действует анти-кафе. Там постоянно проводятся самые разные мероприятия, встречи, кинопоказы, мастер-классы и др.
Для многих, кстати, удивительно, почему мы не ограждаемся высоким забором, почему у нас, что называется, проходной двор. Да, конечно, традиционно монастырь–это место закрытое от внешнего мира и случайных гостей. Но мы решили нарушить традицию, чтобы люди могли сократить путь. Особенно мамам с колясками и пожилым людям, живущим рядом, неудобно и гораздо дольше приходилось бы обходить. А вдруг, кто-то из проходищих мимо ежедневно зайдет в первый раз храм и задумается о Боге, о своей жизни”.
Храм монастыря и его святыни
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя был освящен 18 августа 2012 г. Епископом Якутским и Ленским Романом и епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом. Конечно, этот небольшой уютный храм не сравнится с теми деревянными и каменными храмами, стоявшими здесь раньше. Благодаря своему размеру и некоторой аскетичности больше похож на деревенский или домовой храм. Привлекает внимание иконостас храма. Иконы для него были переданы владыке Роману из храма святой Татьяны при МГУ. Обрамлением для икон служит якутский орнамент, изготовленный художницей-иконописцем Валентиной Романовой. Этот иконостас как нельзя лучше символизирует историю православия Якутии–мирное сосуществование верований коренных народов с постепенной христианизацией и воцерковлением.
Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского. Святиель Игнатий прославился богословскими трудами, переводами. Его книги служат основой монастырских библиотек, а сам святой считается покровителем современного монашества. Эта святыня была передана владыкой Романом монастырю еще до строительства храма.
Ковчег с частицей мощей Святителя Мелетия, епископа Рязанского и Зарайского. С 1889 по 1896 гг. он был епископом Якутским и Вилюйским. Во время его архиерейства в Якутской области было построено четырнадцать храмов, два из них–на территории Спасского монастыря. Епископ Мелетий был инициатором музейного дела в Якутии, открывал церковно-приходские школы. Именно он начал бороться с проблемой проказы, распространенной в Вилюйском округе: когда в Якутию приехала сестра милосердия из Англии Кэт Марсден, он благословил ее потрудиться в сборе пожертвований для облегчения страданий прокаженных.
Икона с мощами Святителя Николая Чудотворца. Передана в монастырь из Италии. Николай Угодник – один из самых почитаемых в христианстве святых.
Икона с мощами святого князя Даниила Московского–младшего сына Александра Невского. За годы своего правления князь Даниил построил много церквей, архиерейских домов, дорог и т.д. Он является покровителем строителей. Образ был принесен в Якутии непосредственно из основанного святым князем Данилова монастыря.
Икона с мощами Святителя Феофана Затворника-богослова, переводчика и проповедника. Он наряду со Святителем Игнатием является покровителем монашества.
Эти святыни хранятся в алтаре храма. Каждый вечер перед одной из святынь совершается богослужение, и у всех желающих есть возможность поклониться ей. Монастырский храм открыт для всех!
Моздокская икона Божией Матери–список с афонской Иверской иконы. Икона-оригинал во время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена. Сейчас точный список с чудотворной Моздокской иконы Божией Матери является святыней Свято-Никольского храма в городе Прохладный Кабардино-Балкарии, родины архиепископа Романа. Этот образ был передан монастырю в день освящения храма.
«Посещать храм Божий мы должны равно так же, как любя другого человека, должны подтверждать, свидетельствовать о своей любви делами, радовать любимого человека, поддерживать, даже, когда все от него отрекаются – это естественный для любящего закон любви, — объясняет настоятель. — Мы ведь заботимся о здоровье своих близких и о своем тоже. Так же и духовное здоровье немыслимо без дел. «Ибо, как тело без духа мёртво, так и вера без дел мертва», –сказано в Послании апостола Иакова (2:26). Без богослужения вера не реализуется во всей полноте. Любить только лишь в душе недостаточно. Да, это главное, но далеко не все. И как сказал тот же апостол Иаков: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (2:19). Признавать Его существование – не значит любить Бога. Никто не мешает человеку ходить в храм и жить по-евангельски, только он сам.
«ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ–ЭТО ХРАМ»
Градоякутский Никольский храм, первый восстановленный после советской власти и единственный в первоначальном историческом облике. В разное время в Якутске было три Никольских церкви. Первая была деревянной 1718-го года постройки. Нынешний Никольский храм–это отреставрированный кладбищенский храм в честь Николая Чудотворца, построенный в 1851-ом году на средства купца 2-й гильдии И.Я. Шилова. Он похоронен справа от входа в храм.
До конца 70-х гг. XX века в переделанном здании храма размещался партийный архив обкома КПСС. В начале 90-х гг. благодаря стараниям первого после возрождения Якутской епархии епископа Якутского и Ленского Германа (ныне митрополита Курского и Рыльского) начались ремонт и реставрация храма. И уже в октябре 1995-го года собор был освящен, до 2005-го года бывший кафедральным.
В памяти якутян Никольский храм всегда будет связан с блаженной кончиной приснопамятного епископа Зосимы (Давыдова). 9 мая 2010-го года в возрасте 46-ти лет владыка отошел ко Господу после литургии в Никольском храме.
Когда я пришла в храм, попросив настоятеля, отца Алексия Зарубина, рассказать о святынях для этого материала, он спросил задумчиво: «С какой же святыни нам с вами лучше начать?» Я по журналистской недалекости, не задумываясь, ответила: «С главной!». На что он с улыбкой сказал: «Главная святыня–это храм».
Икона с частью облачения священномученика Филумена. Он был настоятелем различных греческих храмов и монастырей во Святой Земле – в Иерусалиме, Яффе, Рамалле. 29 ноября 1979 года игумен греческого православного монастыря при Колодце Иакова в Наблусе, в Самарии, на Западном берегу реки Иордан, был убит фанатиками.
В 1977 году святой Филумен был назначен игуменом обители при Кладезе Иакова, возле которого Христос встретился с самарянкой (Ин. 4: 6). И здесь святой проявил отличавшую его пастырскую ревность и сразу же занялся сбором средств и получением необходимых разрешений на постройку церкви святой Фотинии над колодцем, которая оставалась неоконченной со времен Первой мировой войны.
Незадолго до убийства отца Филумена группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова, потому что символы христианства мешают им молиться. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. Фанатики пригрозили, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, они ушли.
В день памяти святого апостола Матфея, 16 ноября 1979 года, убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Они осквернили и саму церковь: разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и, уходя, бросили гранату.
Тело святого Филумена, оставшееся нетленным и сотворившее немало чудес, покоится в часовне при церкви святой Фотинии. Храм, над которым столько потрудился священномученик Филумен, был освящен в 2009 году.
«Мы освятили эту икону водой из Колодца Иакова, –рассказывает протоиерей Алексий, – сейчас настоятелем храма служит ученик святого Филумена–архимандрит Иустин. Он передал нам часть облачения священномученика, одевающуюся на руку».
Священномученику Филумену молятся онкобольные и их родственники.
Гроб с останками епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Домского). В 1999-ом году на территории Спасского монастыря чудом была обнаружена могила архиерея. Тело, по свидетельству очевидцев сохранившееся нетленным, перенесли в Никольский храм в 2000-ом году, в праздник Входа Господня в Иерусалим. Рака закрыта: епископ Иаков еще не причислен к лику святых.
Епископ Иаков служил в Якутии с 1883 по 1889 гг., до кончины. За время своего архиерейства епископ Иаков (Домский) много сделал для распространения грамотности и христианского просвещения среди якутского населения. В 1886 году была создана публичная библиотека-читальня, ныне–Национальная библиотека имени А.С Пушкина. В 1888 году было открыто женское епархиальное училище. В апреле 1887 года по его благословению вышел первый номер «Якутских епархиальных ведомостей».
Икона с мощами Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)–архиепископа Симферопольского и Крымского, российского и советского хирурга, учёного, автора трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктора медицинских наук, профессора, доктор богословия. Св. Лука провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. Украинская православная церковь причислила архиепископа Луку к лику святых 22 ноября 1995 года. В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Казанская икона Божией Матери. Написана в 1825 г. в Иркутске.
Рассказывает отец Алексий: «Есть у нас прихожане, которые с большим рвением хотят сделать какое-нибудь доброе дело, помочь в уборке храма, особенно перед праздниками. Одна женщина случайно протерла мокрой тряпкой икону на бумажной основе без стекла и сняла часть краски, стерла верхнюю часть с надписями. Потом со временем все, что было стерто, проявилось, то есть, икона сама обновилась».
Икона Святой Троицы с частицей Креста Господня, привезенная святителем Иннокентием из паломнической поезди по Святой Земле. О том, что Святитель Иннокентий в знак своего благословления передал эту святыню в Якутию, стало известно при владыке Германе. Он постоянно интересовался, откуда эта икона, и потом по архивным данным выяснил ее происхождение.
Помимо перечисленных святынь, в алтаре храма хранятся частицы мощей Николая Чудотворца, святителя Иннокентия, святого князя Владимира, Преподобного Сергия Радонежского и др. Они выносятся несколько раз в год в особые дни памяти святых.
Памятник «Победы ради потрудившимся» на территории Никольского храма. 4 октября 2015 года епископ Якутский и Ленский Роман вместе с архиепископом Верейским Евгением и архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом совершили литию по погибшим воинам-якутянам.
— В храме– благодать Божия, за ней и нужно сюда приходить, — разъясняет отец Алексий. — Как же можно жить без этой благодати? Никак. Человек получает ее при крещении в Таинстве миропомазания, но в течение не благочестивой, не христианской жизни теряет ее. Не молится, не исповедуется, не причащается Святых Христовых Таин. Как жил до крещения во грехе, так и живет, то есть, ничего в его жизни не меняется к лучшему.
Мне кажется, людям нужен такой образец великого молитвенника, каким был, например, преподобный Серафим Саровский. Был период, когда не было такого «светильника» у нас, и пришел он.
— А как же старцы XX-го века?
— Конечно, это были великие подвижники, но я думаю все-таки, что такого масштаба личности как Серафим Саровский не было. Правда, был еще святой Праведный Иоанн Кронштадтский (умер в 1909 г.–прим. Н.У.). А потом таких примеров, чтобы народ, глядя на них, снова потянулся к Богу, не было. Хотя я уверен, что все же есть молитвенники и старцы, которые действительно живут во Христе.
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Каменный храм во имя Пресвятой Богородицы заложили в середине XVIII века рядом со старой деревянной церковью в Заложной части города на средства купца 1-й гильдии Дмитирия Барабанова. При нем было кладбище. В советское время здесь размещалась лаборатория по испытанию строительных материалов Наркомместпрома, геологические фонды и постоянная геологическая выставка-музей. В 1962-ом году здание занял Институт космофизических исследований и аэрономии. В 1997 году Богородицкий храм передали Якутской епархии. Но лишь в 2004-ом году лаборатории ИКФИА освободили здание.
Торжественное освящение восстановленного здания церкви состоялось в августе 2010 г. с участием Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. За оградой Богородицкой церкви расположен комплекс Якутской духовной семинарии.
В центральном приделе церкви к лету следующего года планируется установить находящийся на реставрации иконостас из Иоанно-Предтеченского храма.
Икона «Умиление Градоякутская». В 1743 году ее привезла в Якутск ссыльная графиня Анна Бестужева-Рюмина. Каждую среду перед иконой совершается молебен с акафистом.
Икона и частица мощей святого мученика Вонифатия. Каждую пятницу перед святыней проходит молебен об избавлении от пиянства. Святой Вонифатий сам поборол эту страсть и принял мученическую кончину.
Рассказывает иеромонах Никита (Мельниченко) – настоятель Богородицкой церкви: «Мы не случайно совершаем эту службу именно в пятницу вечером. Ведь многие люди к концу рабочей недели поддаются этой страсти и начинают «отдыхать», совершая часто необдуманные поступки и преступления. Памятуя об этом, мы и установили такую традицию».
Икона Богородицы «Помощница в родах» — здесь Пречистая изображена ожидающей рождения Богомладенца. Этот образ Девы Марии помогает всем будущим матерям с потомством во чреве благополучно проходить весь период и дождаться своевременных родов. А тем, кто не имеет детей, наконец-то обрести радость материнства.
«Я уверен, — убежден настоятель, — что, если молить Богородицу искренне и с упованием она, конечно, поможет. Я сам знаю несколько таких историй, когда усердная молитва помогала женщинам, которым Господь долго не посылал ребенка. Конечно, если относиться к этому несерьезно, формально, чуда не случится».
Частица надгробия святой блаженной Ксении Петербургской. Эта святыня была передана в храм в этом году владыкой Романом. Блаженная Ксения–одна из самых почитаемых святых. Ксения Петербургская несла подвиг юродства: нелепыми для нецерковных людей поступками обличала грехи, ошибки суетность…
Частица мощей святой мученицы Анастасии. Анастасия Узорешиительница в период гонений на христиан (303-313 гг.) облегчала страдания узников.
«Именно в храме мы острее всего можем ощутить присутствие Бога, — уверен отец Никита. — В жизни каждого христианина важно участие в таинствах исповеди и причащения. Но дома их совершают в «экстренных» случаях, когда человек прикован к постели и может только пригласить священника. Часто дома трудно сосредоточиться на молитве–диалоге с Господом, от всей души и от всего сердца пообщаться с Ним. Все в храме устроено так, чтобы не отвлекать человека от близкой и радостной встречи с Господом, как с личностью, которая любит нас и ждет, если не покаяния, то хотя бы осознания нашей греховности.
Преображенский кафедральный собор – «Якутский храм Христа Спасителя»
Градоякутский Преображенский кафедральный собор – главный храм Якутской епархии. Каменная церковь во имя Преображения Господня была построена в 1845 году рядом с деревянной двухэтажной, трёхпрестольной Преображенской, построенной в 1794 году (сгорела в 1927 году). К 1935-му году разрушенный храм стал зданием «Дома приезжих», а позднее – детской библиотекой.
19 августа 2001 года, в день Преображения Господня, владыка Герман освятил восстановленный за год храм. В 2005 году, при епископе Зосиме, он получил статус кафедрального собора.
Иеромонах Никандр (Горбатюк) – настоятель храма – объясняет значение кафедрального собора для жизни епархии: «От кафедрального собора зависят все храмы епархии, это эталон и центр управления. Можно сравнить его с Белым домом или лучше с храмом Христа Спасителя в Москве. Он задает ритм богослужения. Сюда приезжают священнослужители со всей республики, учатся по образцу, как поет хор и т.д., потом делятся этим опытом со своими приходами».
Крест с частицей животворящего Креста Господня. Эта уникальная святыня выносится в центр храма три раза в год: в праздник Крестовоздвижения, Крестопоклонное воскресенье Великого поста и день Происхождения Древ Животворящего Креста Господня.
Икона Покрова Божией Матери с частицей ризы Пресвятой Богородицы. Прихожане всегда могут приложиться к святыне, находящейся в центре храма.
Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи с частицей мощей Крестителя и Пророка–предвестника спасения рода человеческого.
Икона Святой Троицы, изображенной на коре Маврийского дуба, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога. «Явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт. 18:1). Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт. 18:4). Дерево, которому около 5000 лет находится на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне, в Палестинской автономии.
Икона с частицами мощей трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Три великих святителя почитаются как вселенские учители, оставившие нам великое богословское наследие.
Икона с мощами Святой Блаженной Матроны Московской. Одна из самых популярных среди прихожан святынь практически во всех храмах. На образе в Преображенском соборе святая изображена с открытыми глазами, а не слепой, какой была при жизни. Иконописец попытался изобразить блаженную Матрону такой, какой она предстоит пред Богом в Царствии Небесной – преображенной и исцеленной.
Кроме перечисленных в алтаре хранится множество святынь. Многие иконы собора с частицами мощей.
За алтарем Градоякутского Преображенского собора покоится приснопамятный епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов). Владыка служил в Якутии с 2004 по 2010 годы и был любим народом за доброту и чуткость. Он не раз говорил, что в случае смерти хотел бы покоиться на этой земле.
— «Верю в душе» – так говорят люди совершенно не думающие, не желающие работать над собой, — считает отец Никандр. — Человек не может жить без воды и отрицать, что он состоит из нее. Ему ежедневно необходимо подпитываться живительной влагой. Без воды человек физически умрет, без Церкви – духовно. Я имею в виду не стены, а Церковь Христову. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). В разные периоды истории врата ада пытались одолеть Церковь, боролись с христианами. И мы всегда будем меньшинством, неким бревном в глазах других, всегда будем гонимы. Где же находить утешение? Только в храме Божием, в этом живительном источнике Таинств, которые здесь совершаются.
Господь ведь не требует от нас чего-то сверхъестественного и невозможного: «…шесть дней работай, а седьмой – посвяти Богу». И даже здесь люди находят отговорки во оправдание и усугубление своих грехов. Они этот седьмой день где угодно готовы провести, только не в храме, называя себя при этом христианами. Пусть священники плохие, пусть! Но ты о своей душе заботься, о своем спасении. Все, что есть в Священном Писании явлено в нашей жизни, рано или поздно слова Христа находят отклик в душах. Чаще поздно. Что угодно можно говорить о церкви людской, и мы здесь, в общем, ненадолго. А Церковь Христова всегда будет.
[Публикуется в сокращении]
Наталья Уфимцева
Фото автора