Став епископом, святой новомученик в 1913−1914 гг., будучи викарием Иркутской епархии, окормлял также и Ленский район Якутии. Этот поистине доблестный мученик и исповедник был одним из авторитетнейших иерархов Русской церкви, талантливейшим проповедником и миссионером. За свою деятельность по сохранению Православия и во многом через доносы и лжесвидетельствам Владыка четырежды отправлялся в ссылки. Четвертый арест в 1937 г. стал последним для святого исповедника, который ни под какими уговорами и пытками не предал Христа. В 1937 г. он был обвинен в «контрреволюционной агитации среди заключенных». Приговорен к расстрелу постановлением тройки НКВД по Карагандинской области от 20 сентября 1937 г. и в тот же день расстрелян.
Несмотря на то, что епископ Евгений формально никогда не был якутским архиереем, а мученическую кончину принял в карагандинских лагерях НКВД в Казахстане, его память бережно хранят православные жители Якутии. В январе 1913 года архимандрит Евгений (Зернов) был рукоположен во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В состав окормляемой им территории вошел в том числе и нынешний Ленский район Республики Саха.
КРАТКОЕ ЖИТИЕ
Священномученик Евгений Зернов (в миру Зернов Семен Алексеевич) родился 18 января 1877 года в Московской губернии, в семье диакона. В 1898 году будущий архипастырь закончил Московскую Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. В 1900 году он принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в иеромонаха. В том же году отец Евгений после окончания Духовной Академии назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской Духовной семинарии. С 1904 года становится инспектор этой семинарии, а с 1906 года — ректором Иркутской Духовной семинарии в сане архимандрита. В то время в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. Он имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, и интеллигенция, и народ. В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония (Кристалевского).
В 1910 году отец Евгений сделал доклад о постановке миссионерских предметов в семинариях на Иркутском миссионерском съезде; все положения, высказанные в этом докладе, были единогласно приняты. В 1913 году состоялась хиротония архимандрита Евгения в епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В 1914 году Владыка назначается на Приамурскую и Благовещенскую кафедру. Святитель являлся членом Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов.
В период существования формально независимой Дальневосточной республики (ДВР, 1920-1922) владыка продолжал деятельное устроение церковной жизни в епархии. В марте 1921 года в Благовещенске было учреждено Иннокентиевское общество трезвости при Благовещенском соборе. Летом 1922 года были приняты меры по возрождению церковной жизни в низовьях Амура, находившихся под контролем японских войск, по организации там миссионерской и противосектантской работы, по достройке храма в Николаевске. Епископ Евгений (Зернов) состоял в переписке с управляющим Забайкальской епархией Селенгинским епископом Софронием (Старковым) и обсуждал с ним организацию на территории ДВР особого церковного органа, возглавляемого епископом Евгением, а также создание при каждой из дальневосточных епархий по одному «полусамостоятельному» викариатству. Епископ поддерживал среди клира и прихожан верность Патриарху Тихону, находившемуся тогда под следствием.
25 августа 1922 года по распоряжению Владыки в храмах Благовещенска были совершены праздничные всенощные бдения, а 26 августа – в день тезоименитства святителя Тихона – литургии и молебны о здравии и спасении Святейшего Патриарха.
В 1923 году после всенощной, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, Владыка ночью был арестован и заключён сначала в тюрьму города Благовещенска, затем вывезен в город Читу, а оттуда в Москву. На защиту своего архипастыря встал весь город, чекисты вынуждены были вызвать пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-как рассеяла её. Даже сектанты пришли защитить Владыку. Все они глубоко почитали Святителя за миролюбие и правду. Пока Святитель содержался в тюрьме Благовещенска, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набиралось такое количество, что Владыка кормил всех содержавшихся с ним заключённых.
После освобождения в том же году Святейший Патриарх Тихон возводит Святителя в сан архиепископа, а в 1924 году он включается в состав членов Священного Синода. В 1924 году архиерей вновь арестовывается и приговаривается к трём годам концлагеря с последующей высылкой на три года. До 1927 года Владыка находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. Он был признан старшим среди епископов и остался им по общему согласию епископата даже после того, как туда прибыли более старшие по хиротонии.
В июле 1926 года он принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов). Дух документа преисполнен непоколебимой твёрдости во всём, что касается собственно свободы церковной жизни, совершенно чужд и малой тени соглашательства, безбоязнен в свидетельстве правды и свободен в своём мнении среди уз. В документе изложены факты гонения на Церковь и заявлено, что «политический донос совершенно несовместим с достоинством пастыря».
С 1927 по 1929 годы Владыка находится в ссылке в Зырянском крае (Коми (Зырян) А.О.). После выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) архипастырь не отделился от него и не считал необходимым отделять Заместителя от Местоблюстителя Патриаршего Престола священномученика митрополита Петра (Полянского).
Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Житейски был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания всегда наедине в мягкой форме. Богослужения Владыки отличались величием, покоем и благоговением.
После освобождения в 1929 году владыка Евгений проживал в городе Котельнич Нижегородского края. В августе 1930 года его назначают архиепископом Котельничским, викарием Вятской епархии, а с 1933 года временно управляющим Вятской епархией. В мае 1934 года Владыку переводят на Нижегородскую (Горьковскую) кафедру.
В 1935 году после пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 мая, владыка Евгений собрался ехать домой. Близкие стали ему предлагать задержаться, пока пройдут участники демонстрации. «Что нам бояться, — ответил Владыка, — надо Бога бояться». 3 мая митрополит Евгений (Зернов) был арестован по традиционному обвинению в «использовании в контрреволюционных целях церковного амвона, произнеся в ряде церквей города Горького и прилегающих районов проповеди антисоветского содержания». На допросах архиерей столь же традиционно для себя отверг эти обвинения, заявив, что все читаемые им проповеди были исключительно религиозно- нравственного содержания. На этот раз дело шло гладко. 4 ноября 1935 года он был приговорен особым совещанием НКВД к трем годам лагерей. Заключение он отбывал в Казахстане, в Бидаикском отделении Карагандинского лагеря. Вскоре до начальства «дошло», что образованного человека можно использовать с большим КПД, и назначило учетчиком-статистиком в канцелярию отделения.
16 сентября 1937 года он был арестован в последний раз, уже в лагере, что в год Большого Террора могло предполагать только один исход. Митрополита обвинили «в контрреволюционной религиозной агитации монархического направления», в проведении нелегальных молений, в распространении акафистов и служении панихид по расстрелянным. 20 сентября вместе с другими заключенными – игуменами Николаем (Ащепьевым), Евгением (Выжвой), иеромонахом Пахомием (Ионовым) и священником Стефаном Крейдичем – приговорен Особой «тройкой» при УНКВД по Карагандинской области к расстрелу и в тот же день казнён.
Все они были прославлены Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.
Тропарь священномученику Евгению (Зернову), глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче Евгение,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии// до скончания века.
Кондак священномученику Евгению (Зернову), глас 2
Восхвалим, вернии,/ изряднаго во святителех / и славнаго в мученицех Евгения,/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ Земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небесе достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашым.
Величание священномученику Евгению (Зернову)
Величаем тя,/ священномучениче Евгение,/и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.
Дни памяти:
20 сентября
9 февраля (переходящая) — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
15 сентября (переходящая) — Собор Нижегородских святых
18 ноября — Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
10 декабря — Собор новомучеников и исповедников Радонежских
