Пассия: «Будем мысленно разделять страдания Христа»

Вечером 16 марта 2025 года, во второе воскресенье Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Пассию с пением акафиста Страстям Христовым и чтением Страстного Евангелия от Матфея. По завершении богослужения владыка обратился к верующим с наставлением.

Кто может остаться безразличным к этим строкам акафистного пения Божественным Страстям Христовым, которое мы только что вместе с вами совершили? Мы повторяли слова одного персонажа Евангельской истории о Страстях Христовых — благоразумного разбойника: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Мы знаем, что ответил Спаситель на это молитвенное прошение, видя веру этого человека и его соучастие в страшных страданиях, которые Сам Господь терпел от завистников и беззаконников.

Мы знаем, что Господь всеведущ, всемогущ, вездесущ. Конечно же, Он о нас не забывает, потому что мы просим помнить нас. В этой просьбе скорее присутствует обратный смысл: дай, Господи, нам помнить о том, что Ты для нас сделал тогда, на кресте, во время Своих страшных страданий. Дай, Господи, нам, грешным, помнить, какой ценой, какими страданиями досталось Тебе наше спасение! Дай, Господи, нам помнить, что Ты всеведущ и всевидящ, и нас Ты видишь с нашими ошибками и падениями, огорчениями и страданиями.

Это акафистное пение имеет долгую историю происхождения. Одним из последних редакторов его был архиепископ Иннокентий Херсонский и Таврический. Это был глубоко знающий богослов. Говорю об этом вот почему. Само по себе это сложное песнопение с одной стороны изображает страдание Христа Спасителя, перелагает Евангелие, а с другой — оно выражает покаянный плач души человека, который познал свое падение и в Господе видит Спасителя, Помощника и Покровителя.

Зачем мы читаем этот акафист и эти Страстные Евангелия? Казалось бы, до Страстной седмицы еще далеко, когда мы будем слушать эти Евангелия и эти песнопения.

Думаю, что Церковь очень верно позаботилась об осмыслении нами великопостного подвига и не дает нам уйти к исключительно самому себе, к собственному плачу о себе, тогда как в молитве, в Церкви всегда в центре всего — Христос. Эта характеристика православной жизни и молитвы называется христоцентричность. Вот и сейчас через эти песнопения нам, кающимся людям, Господь через традицию Церкви говорит о том, что Он — в центре нашей молитвы. Он, могущий нас воскресить, грешных, кающихся, печалующихся о собственном падении — только Он есть Божественный Врач, и только Его страданиями мы излечиваемся и снова возвращаемся в то подлинное человеческое достоинство, которое Господь видит в нас. Будем молиться и в следующие воскресные дни, читая этот торжественно-печальный акафист, и хотя бы мысленно разделять ту глубину страданий Христа Спасителя за нас и через это сострадание и соразделение Его подвига тоже будем приобщаться к плодам Его Воскресения. Аминь.

Posted in Слайдер, Служение архиерея and tagged .