24 августа 2025 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Литургию воскресного дня в Преображенском кафедральном соборе. За богослужением звучали прошения и молитва о Святой Руси.
После чтения Евангелия владыка обратился к верующим с проповедью:
Идет удивительный, благодатный период — многодневный пост, посвященный Пресвятой Деве Марии и Ее славному Успению. В дни Успенского поста мы призваны Церковью сохранить свой дух, свою душевную атмосферу мирной и покаянной. Это покаянное настроение, памятование о своих грехах, исповедание их и внимательное наблюдение за собой приводят нас ко спасению. Но у покаяния есть еще и определенный закон. Не всякое раскаяние приводит к обещанному спасению и вступлению в Царствие Небесное. «Как же так? — удивимся мы. — Мы ведь так часто горюем, плачем, сокрушаясь о грехах!»
Это правда, соглашусь. У нашего покаяния бывают и глубокие моменты. Но у покаяния должен быть плод — и об этом Господь напоминает нам в только что услышанной нами притче из Евангелия от Матфея.
Царствие Божие, говорит Спаситель, подобно тому, как если бы царь начал спрашивать со своих подчиненных долги. Приводят к этому царю человека, имеющего долг в десять тысяч талантов. Это очень большая сумма для того времени. Оказывается, что должнику нечем заплатить. И тогда царь по законам того времени приказывает отнять у него свободу, дом, жену, детей… Услышав это, должник падает на землю, рыдает, слезно кается и просит царя: «Потерпи меня еще чуть-чуть, я все тебе отдам!» — и царь, проникнувшись этим раскаянием, пониманием его долга и желания воздать то, что он задолжал, прощает ему все долги и отпускает. Что же делает этот человек? Он бежит не благодарить Бога или самого царя. Он встречает своего должника, который должен ему всего сто динариев, хватает его, начинает его душить и требует денег. У того денег нет, и человек ведет его к судье — и его заключают в темницу. Друзья же их, видя эту несправедливость, сообщают об этом царю. Царь прогневался и наказал своего должника, немилосердного человека.
Итак, один имеет большой долг — и будучи прощенным, наказывает за меньший долг своего брата. Что нам это должно это открыть? Не систему денежных отношений, конечно. В евангельской притче открываются законы духовного порядка, свойственные не для одной лишь эпохи.
Мы все подобны первому должнику. Мы очень много должны Богу: за нашу жизнь, наши способности, за то что Бог нам дает возможность реализоваться, за то что Он хранит нас Своими ангелами и святыми от бед и напастей, молитвами наших близких и родных. Но часто, забывая об этом, мы сознательно впадаем в грехи. Самый страшный: забывая о Боге подателе благ, нарушая основные заповеди. Иногда, когда мы, например, слышим Слово Божье в храме, в нашей совести проскальзывает: «Мы виноваты пред Богом! Мы должники Его!» — и мы идем каяться. Приносим покаяние на исповеди, со слезами, искренне — и уходим с облегчением. Но часто мы поступаем как герой нынешней притчи: выходя из храма в обычную жизнь, мы бываем нетерпимы по отношению к близким. Мы не прощаем их ошибок, требуем от них исполнения правил жизни, закона Божьего, бываем к ним жестоки, даже наказываем их. Тогда прощение наше работает в обратную сторону — мы бываем наиболее наказаны Богом, потому что наше покаяние не принесло плода. Мы не стали другими, мы не стали более милостивыми, более заботливыми к нашим ближним. Значит, процесс покаяния не прошел до конца, не достиг своей цели — он был лишь формальным. Об этом мы должны задуматься. Нельзя, чтобы «прости, Господи» — было для нас только словами, пусть и горячими, сказанными на исповеди. Но вслед за этой молитвой мы должны помнить, как много нам Бог прощает и как мало по сравнению с Его прощением нам надо простить своим ближним: быть с ними милостивыми, по-христиански любвеобильными.
Пусть это напоминание о правильности покаяния и исполнении постного времени останется в нашем сердце. Успенский пост уже заканчивается, и в грядущий четверг уже будет праздник Успения Пресвятой Владычицы Богородицы, и встречая эту «Богородичную Пасху», мы прославим Пресвятую Богородицу. И пусть к этому дню мы придем обновленными, с просветленным умом и крепким желанием жить праведно, свято и благочестиво.
Ранняя Божественная Литургия в Преображенском соборе совершалась на якутском языке.
