Притча о званных на пир: «Когда мы отвечаем на призыв Божий, мы становимся избранными»

28 декабря 2025 года, в неделю святых праотец, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил позднюю Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. После чтения Евангелия владыка обратился к верующим с проповедью: 

«Много званных, но мало избранных» — такими словами завершается сегодняшняя евангельская история. Эта притча, иносказание, в простых словах которого Господь передает нам тайны Царствия Небесного и пути нашего спасения.

История эта называется «Притча о званных на брачный пир». Некий человек из доброты своего сердца устраивает праздничный обед и призывает на него избранных — тех, кого он почитал достойными. Но случается так, что эти люди отказываются прийти на пир и говорят: «Я не могу, потому что купил землю, и ее нужно обрабатывать», другой: «Я купил пять пар волов, и за ними нужен уход», третий: «Я женился, у меня супруга, из-за которой не могу прийти». Этот добродетельный и щедрый человек разгневался и повелел слугам собрать всех нищих, убогих, слепых, хромых. Слуги послушались и позвали на пир, но остались еще свободные места, а господин сказал: «Идите далее, собирайте вообще всех, без исключений!» 

Итак, история заканчивается словами: «Много званных, но мало избранных». 

Конечно, вывод этой истории — что избранными оказываются те, кто откликаются на приглашение этого щедрого хозяина разделить трапезу. Вот они по-настоящему избраны. Не те, кто были приглашены, но отказались, а те, кто пришли, отозвавшись на волю пригласившего. 

Какое отношение эта притча имеет к нам? Святые отцы, объясняя этот эпизод, который, кстати, имеется не только у евангелиста Луки, но и у Матфея, говорят, что избранным изначально был богоизбранный народ, потому и назывался «богоизбранный». Он имел особые откровения от Бога о вере в Единого Бога, понимание жизни по вере. Сегодняшнее воскресенье и называется неделей праотцев — оно посвящено памяти ветхозаветных праведников, которые жили по вере, хранили веру в окружении языческого мира, защищали ее и несли знание о ней. Но, увы, этот избранный народ не услышал подлинного приглашения Божия и не пришел встретить Мессию, Христа Спасителя, когда Тот родился на земле. И тогда через святых апостолов Господь призывает всю вселенную, все человечество, невзирая на то, имели ли они происхождение в древнем народе, имели ли какие-то традиции и знания о Боге — всех, потому что любовь Божья покрывает все недостатки человечества. Те, кто согласился прийти к Богу, в Его Церковь — те и получили подлинное наслаждение духовной пищи, высшей пищи. 

Еще об одном говорит нам это евангельское повествование. Это очень актуально именно для нас, поэтому об этом часто в своих проповедях говорит и наш Святейший Патриарх Кирилл. Под пиром нужно понимать Божественную Литургию, которую мы совершаем в храме Божьем. На ней мы вкушаем Тело и Кровь Господа нашего — самый высший и драгоценный дар на земле, который только можно себе представить — Самого Господа. Те люди, которые приходят на Божественную службу в воскресный день, поступают разумно. В тот час, когда мы отзываемся на призыв Церкви посетить воскресную Литургию и принять Тело и Кровь Господа нашего, становимся избранными — потому что отвечаем на Его приглашение. Но когда мы находим причины не пойти на службу, как и те люди, которые не пошли на пир из-за земли, из-за волов, из-за жены — мы становимся вовсе не избранными, а стоящими вне Бога и Его Божественной любви. Это страшно, это одиноко и печально, и это имеет самые дурные последствия для нашей души. 

Слыша этот рассказ, будем стараться всегда помнить эти слова об избранничестве — о том, что, оказывается, избранничество — это не о том, что кого-то выделил Бог, власть, сильные мира сего, еще что-то. Избранничество — это наш ответ на призыв Божий. Это наше согласие быть с Богом на Его вечном благодатном Празднике и иметь с Ним надежду и в вечности быть рядом.

По завершении Литургии духовенство и прихожане поклонились честной главе святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Сибири и Америки, небесного покровителя Якутии. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 26 декабря святыня прибыла в пределы Якутской епархии и будет находиться в Якутске до 8 января, а затем будет перенесена в другие благочиния.

Проповедь по окончании богослужения произнес иерей Алексий Корнильцев.

Ранняя Литургия, по обычаю, совершалась на якутском языке. 

Posted in Главное, Слайдер, Служение архиерея and tagged .