В Преображенском соборе совершен чин Прощения

Вечером 26 февраля архиепископ Якутский и Ленский Роман возглавил в Преображенском соборе чин Прощения, предваряющий Великий пост. Его Высокопреосвященству сослужили все клирики города; за богослужением молились монашествующие городских и близлежащих обителей и миряне.

Архипастырь обратился к собравшимся со словами наставления:

— «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — этими словами Церковь Христова говорит нам о необходимости подготовиться к спасительному и необходимому пути Великого поста. В течение четырех недель мудрая Церковь на примере евангельских событий и притч о Закхее, о мытаре и фарисее, о блудном сыне начала вести нас по этому пути.

И вот сегодня вечер перед началом Великого поста. Мы знаем, насколько важна подготовка к любому делу, тем более, ответственному. Мы понимаем, как важно подготовиться к посту, получить правильный внутренний настрой. Именно поэтому в этот вечер по уже сложившейся древней церковной традиции совершается Чин Прощения. Он состоит из обращения предстоятеля и взаимного испрашивания прощения друг у друга всех людей, находящихся в храме, вне зависимости от того, знаем мы друг друга или нет. Этот Чин — не есть только формальное действие, но по своей сути глубоко духовное и очень важное для каждого из нас. Бог есть любовь, и поэтому из всех жертв и даров, которые мы можем принести Ему, Он просит от нас взаимной любви друг ко другу. Но ее-то мы и не имеем. 

Иногда, подвигая себя к заботе о ближнем, мы ловим себя на мысли, что многие люди нам неприятны, иные раздражает, а к большей части мы вообще равнодушны. В этом мы согрешаем против заповеди о любви к ближним. И испрашивая друг у друга прощения, мы стираем, уменьшаем то злое настроение, мысли и чувства, которые имеем в себе — и напротив, через слова «Бог простит, и я прощаю», получаем правильный внутренний настрой и разрешение грехов наших от Бога.

Есть несколько важных моментов, которые мы должны запомнить, начиная поприще Великого поста. Самый главный источник покаянной атмосферы — слова песнопений, которые мы услышим в храме. Но как важно не просто слышать эти слова, но разделять их смысл, жить ими настолько, насколько возможно самому себе. Слушать внимательно и сосредоточенно будет трудно, ибо в повседневной жизни мы не напрягаем внимание и не заставляем себя вдумываться в то, что наиболее значимо и ценно. Да и окружающий мир не позволяет нам быть сосредоточенными. А в храме это сделать необходимо, чтобы вырваться из этой повседневной суетной жизни и вспомнить об истинно вечном, ценном и главном, о душе и спасении, о Боге и Его помощи, о покаянии и духовном преображении. 

Обо всем этом мы будем слышать в словах песнопений. Важно не просто слышать, но вдумываться, прочувствовать, сосредоточенно и внимательно относиться к этим словам. 

Непременное иное условие прохождения Великого поста, о котором свидетельствует весь опыт Православной Церкви — духовное руководство. Да, у поста есть несколько идеальных требований, которые касаются образа нашей жизни и выражаются общими словами «воздержание». Эти идеальные требования — самые верные, по ним прошли тысячи и тысячи людей, уже находящихся у Господа. Но каждая судьба, каждый человек — индивидуальны. Мы с вами разные и по состоянию духовной жизни, по образованию, по воцерковленности. Каким образом правильно собрать себя и соблюсти правила, которые предлагает Великий пост? Безусловно, с помощью духовника, наставника, человека, который преуспел в духовной жизни — так говорит опыт Церкви. Поэтому важно в дни Великого поста, часто подходя к исповеди, согласовывать свой великопостный путь с советами духовника или священника, который будет принимать нашу исповедь и давать советы от святоотеческого опыта. Тогда мы избежим крайности, которые бывают в эти дни. 

Наконец, важно вступить в этот период, не имея злобы друг на друга, находясь в мире с окружающими нас людьми. Это залог того, что путь наш будет верен и правилен. «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф.7:12), — говорит нам Христос в Евангелии. Если вы хотите быть прощенными — прощайте. Хотите быть любимыми — любите.

Посему, в этот вечер мы приносим друг другу слова извинения и через это просим Бога о мире душевном, мире между нами, находящимися в христианской общине, о мире между всеми людьми. Первым просить прощения и по уставу, и по Евангелию, должен я — что и делаю с легким сердцем и желанием, чтобы вы меня простили. Как архиерей, я обязан целожизненно вникать в нужды своей паствы, быть заботливым отцом, деятелем нивы Христовой. Но по человеческой слабости я совершал различные ошибки — за что прошу у вас прощения и очень надеюсь, что через ваши слова и молитвы Господь дарует мне силы нести свой крест, быть для вас примером и вместе с вами совершать дело спасения в Церкви.

По уставу в конце богослужения верующие испросили прощения друг у друга, начиная с архиерея и священников, по очереди благословляющих всех подходящих на Великий пост.

Posted in Главное, Служение архиерея and tagged .