28 февраля 2017 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском храме города Покровска. Также его Высокопреосвященство ознакомился с ходом восстановительных работ в сестринском корпусе Старопокровской пустыни, существующей при храме. На сегодняшний день здесь под руководством старшей сестры монахини Олимпиады подвизаются четыре насельницы.
Старопокровская пустынь была основана 335 лет назад. Именно с нее началась жизнь нынешнего города Покровска, также основанного в 1682 году. Монашеская жизнь возобновилась два года назад, сейчас завершается отделка сестринского корпуса; ожидается решение Святейшего Патриарха Кирилла и Святейшего Синода об учреждении монастыря.
После чтения Великого покаянного канона владыка Роман обратился со словами наставления к сестрам и прихожанам, а также напомнил о значении этого богослужения в жизни Церкви:
— Уже с IX века Церковь совершает в первые дни Великого поста чтение Великого Покаянного канона, вероятно, создавая через его слушание правильный настрой на всю Святую Четыредесятницу.
Великий пост посвящен тому, чтобы мы прошли необходимое для нашей личности очищение от грехов и пороков. Это происходит не вдруг – это длительный процесс, требующий усилий, ибо к греховному легко привыкнуть и трудно избавиться, и, напротив, к правильному привыкать нелегко. Поэтому мы и посвящаем этому изменению себя такой долгий период – целых сорок дней, а первые дни закладывают основу всего дальнейшего периода. Это не значит, что вне поста мы жили без веры и духовности – просто сейчас мы призваны к большей молитве и более усердной жизни. Через это и происходит наше обновление.
Преподобный Андрей Критский в Великом каноне описал свой личный покаянный плач. Сам себя он называет «грешнейшим среди людей», и в этом нет преувеличений или иносказаний. В этом – верный посыл видеть себя, каким есть, со всеми проблемами и грехами. Это видение и рождает покаянный плач, сожаление об ошибках, желание, чтобы Господь их изгладил.
Преподобный Андрей собеседует со своей душой, и это очень серьезный разговор: жизнь души, ее потребности, качества, чистота мало интересует нас. Автор канона призывает и нас к беседе с нашей душой. Чем глубже будет этот разговор, тем больше мы увидим, что в ней непорядок, как и самого святого Андрея это искание правды приводит к пониманию того, что душа спит, ленится, погрязла в грехах и нуждается в том, чтобы ее разбудили: «Душе моя, восстани, что спиши?»
Как ее понудить к восстанию, к возвращению в верный ритм? Безусловно, осознанием падения и молитвой. Чем больше мы будем посвящать времени во дни Великого поста покаянной молитве и желанию исправить свою жизнь – тем вероятнее, что душа наша проснется, возродится и радостная и светлая встретит Светлое Христово Воскресение – а именно для этого и устроен пост: чтобы мы увидели Бога не сквозь толщу греха, а так же легко, как тысячи подвижников и верных православных христиан.