В пятое воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память преподобной Марии Египетской. 2 апреля 2017 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Накануне вечером архипастырь возглавил Всенощное бдение.
Поздравляя молящихся с воскресным днем, владыка подчеркнул, что богатство аскетического опыта, накопленное Церковью за века существования,
— Великий пост готовит нас к празднику Пасху. Но что такое Пасха — Воскресение Христово? — Это явление Христа как Победителя смерти. Это новое и новое напоминание нам, что центр нашей, христиан, жизни — Сам Христос, наполняющий наши души, действующий и преображающий нас, подвигающий нас на правильные пути жизни. К сожалению, в суете и грехах мы забываем об этом первостепенном значении Христа в нашей жизни. Божественная служба и Великий пост возвращают нас к верному пониманию Его.
Очень важно постоянно обновлять правильное знание о самом себе и правильное ощущение Бога в своей жизни. Без Его присутствия мы вряд ли можем назвать себя людьми, ибо человек становится человеком, потому что Бог вдыхает в него дух и животворит душу. Удаление Его из души чревато ее сломом, а иногда и смертью душевной.
Время Великого поста регламентировано Церковью очень давно. Мы знаем, что сейчас есть хорошие психологические программы, грамотные психологи — но они появились не так давно. Это важные и иногда спасительные знания, но, не отрицая его, я отмечу, что у Церкви есть многовековой опыт психологической поддержки человека, желающего быть совершенным, быть лучше. Путь душевного обновления как раз и проходит в дни Великого поста. Весь богослужебный устав — это результат жизни Церкви на протяжении больше, чем полутора тысяч лет! Нам предлагается пройти эту программу оздоровления души, чтобы в конечном итоге встретить Христа и быть совершенным.
В этой программе Великопостного пути есть пример преподобной Марии Египетской, которую мы вспоминаем уже несколько дней. В этой удивительной святой мы видим уникальный путь покаяния от падшей блудницы до чудотворицы, которая, как Христос по Галилейскому морю, перешла Иордан, что видел своими глазами преподобный старец Зосима, а впоследствии записал святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский.
Она пала так низко, что исповедуясь старцу Зосиме, даже не рассказывала о своих конкретных делах — лишь говорила, что это были страшные грехи. Она так высоко поднялась духом, что ей даже стихии поклонялись, когда она шла по волнам Иордана.
Сорок семь лет она провела в покаянии — не просто воздохнув о некогда совершенных грехах, но уйдя в Иудейскую пустыню — страшное место, песок и камни. И Мария исправляет все греховное, что в ней накопилась: она борется с греховными мыслями и тяготениями, но, даже став чудотворицей, она понимает степень своего падения и не называет себя святой или достойной.
Ее образ Святая Церковь предлагает нам, чтобы мы не отчаивались. Какие бы грехопадения в нашей жизни не происходили, Господь готов нас принять, если в дальнейшем мы от всего сердца обещаем вести жизнь праведную. С другой стороны, пример преподобной Марии показывает нам, что с помощью Божией человеку все возможно. Уже на земле, живя праведно, скорбя о содеянном, можно оказаться сопричастными лику небесных угодников — и это возможно было не только в те дни, но и в нашей время.
Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Вчера по призыву Церкви мы прославляли другую Марию — Деву Марию, Пресвятую Богородицу. Известная доля успеха в духовном обновлении преподобной связана с Покровом Божией Матери. Житие говорит нам, что она в Иерусалим направляется не как паломница, а чтобы грешить и вовлекать в грехи других людей. Она пытается и не может войти в храм — а в притворе видит икону Божией Матери. И к Ней будущая подвижница и обращается в своей первой молитве — по которой и была в итоге допущена в храм Воскресения Христова. Выходя из храма, она вновь обращается к Божией Матери и от Нее же получает наставление: чтобы исправить свою жизнь, «пойди за Иордан, и там найдешь спасение».
Мария Египетская была крещена от рождения и, предположу, носила имя Божией Матери. И, несмотря на все падения и грехи, Дева Мария находилась в ее жизни постоянно. Как только одна Мария — грешная, падшая, но осознавшая свое падение — начинает молиться другой, Всесвятой Марии, происходит чудо. Здесь начинается исправление — процесс, который обычными человеческим силами пройти невозможно. Но с помощью Божией, под Покровом Пресвятой Богородицы — у преподобной Марии это получается.
Мы умиляем мудрым урокам и примерам жизни, которые нам подает Господь. Но еще безгранично больше Он может дать нам в храме, в участии в Таинствах. Здесь Пресвятая Дева отзывается на наши просьбы, как отозвалась на просьбу преподобной Марии. Будем же, сопутствующе благодати Божией, предстательством Пресвятой Богородицы, всех святых и преподобной Марии Египетской, совершать свой путь обновления, чтобы встретить Христа Воскресшего, обновить свою жизнь и утвердить ее в правде и чистоте.