25 апреля 2017 года, во вторник второй недели по Пасхе, в Преображенском кафедральном соборе была совершена Божественная Литургия и панихида об усопших. Богослужение возглавил настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), ему сослужили благочинный 2 Центрального округа протоиерей Сергий Колесников, благочинный Вилюйского округа иеромонах Гермоген (Рубцов), благочинный Северного округа иерей Александр Воронов, преподаватель Якутской духовной семинарии иерей Сергий Баско, директор гимназии святителя Иннокентия иерей Максим Степанюк, клирики собора иеромонах Иона (Ларин), иерей Сергий Сергеев. Диаконский чин составили диакон Григорий Макухо и диакон Александр Романенко.
Проповедь перед Причастием произнес иеромонах Иона (Ларин).
Приветствуя прихожан, настоятель храма отец Никандр подчеркнул, что в продолжающиеся Пасхальные дни даже заупокойные богослужения звучат иначе, радостнее:
— Мы прославляем в них Победителя смерти. Вы можете спросить меня: «Христос воскрес — но разве смерть перестала существовать? разве нет больше ада? нет страшных бесовских сил? Разве мы не переживаем с горечью смерть наших близких?» Да, смерть есть, но она не победила бессмертную душу, она временно властна только над телом.
Для верующего человека смерть — это приобретение, ибо она — вечная встреча со Христом. Апостол Павел говорит, что был бы счастлив встретить смерть и так предстать перед Христом. Многие христианские мученики шли на смерть без страха.
В Символы Веры нет ни слова о бессмертной души, но мы в нем исповедуем воскресение мертвых во Христе Иисусе. Богословы поясняют, что в эпоху, когда создавался Символ Веры, и так были сильны идеи античных философов, которые верили в бессмертие души. А вот о воскресении мертвых они не знали и не могли верить. Когда апостол Павел пришел в Ареопаг и стал проповедовать о нем, язычники говорили: «Мы тебя в другой раз послушаем».
Со смертью на Кресте и Воскресением Господа Иисуса Христа и мы начинаем проповедовать воскресение мертвых. Если Христос воскрес — то воскреснет и каждый из нас. Если Он победил смерть и ад, то и для нас это возможно.
Святитель Феофан Затворник говорит, что Господь не будет нас судить, а будет искать возможность оправдать нас. В этом — закон любви Христовой и свидетельство о Христе Воскресшем. Как говорят Святые Отцы, ад — это наша невозможность присутствия в славе Божией. Если мы при жизни были далеки от Бога, Церкви, учения Христова, то и в посмертной жизни нам будет не до Христа. Мы будем лишь мучиться от недосягаемой для нас Его вечной славы. Если в земной жизни мы устроили себе ад, то и в вечной мы не сможем быть со Христом.
Святая Церковь выделяет определенные дни для особой молитвы за усопших. В течение жизни мы молимся за своих ближних — даже не пришедших к вере и Церкви. Многие из нас подходят с плачем к иконам и святыням и просят помощи: «Мое дитя, мой ближний не видит во мне примера христианской жизни, не хочет искать дорогу к Богу!» На протяжении всей нашей жизни мы продолжаем молиться даже за тех, кто называет себя атеистами и поднимает голос против Бога, не говоря уже о верных чадах Церкви. Но и после смерти мы не перестаем любить своих родных. Часто мы даже обращаемся к тем из них, кого ощущаем находящимися рядом со Христом: «Помолись обо мне у Престола Божия!»
И сегодняшний день, наполненный Пасхальной радостью, призывает нас вновь вспомнить наших близких. Христос победил всякую смерть, и мы, во Христе умирая, со Христом воскресаем. Эта жизнь — это путь, который готовит нас к слышанию в будущей жизни: «Христос Воскрес — Воистину Воскрес! Аминь!»