3 сентября 2017 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили ректор Якутской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин), благочинный 2 Центрального округа протоиерей Сергий Колесников, преподаватель семинарии иерей Виталий Беликов, директор Свято-Иннокентьевской гимназии иерей Максим Степанюк, клирик собора иерей Александр Андреев; диаконский чин составили диакон Александр Коробкин и диакон Александр Романенко.
За богослужением пели хор Преображенского собора и хор духовенства, преподавателей и студентов семинарии.
3 сентября в России, в память о трагедии в Беслане в 2004 году, когда из 1128 захваченных в школе города заложников погибло более 300 человек, из них более половины — дети, вспоминают жертв террористических актов. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в этот день совершаются богослужения об упокоении погибших. После сугубой ектеньи, кроме уже несколько лет читаемой молитвы о мире на Украинской земле, было также произнесено прошение об упокоении погибших вследствие атак террористов. В конце богослужения была также совершена заупокойная лития.
Проповедь на Евангельское чтение о злых виноградарях (Мф. 21:33-42) перед Причастием произнес протоиерей Сергий Колесников.
По завершении богослужения владыка Роман поздравил с годовщиной священнической хиротонии ректора Якутской семинарии иеромонаха Илариона (Варежкина) и обратился к верующим со словами наставления:
— В эти дни Святая Церковь и мы, Ее верные чада, продолжаем переживать попразднство великого двунадесятого праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Пресвятая Богородица, как учит Церковь, была вознесена на небо после Своей блаженной кончины, которое мы называем «Успением». В этом событии мы видим, что обет, завещание и пример Спасителя, что каждый, кто распнется с Ним, то есть победит своих грехи и все зло в своей душе — воскреснет с Ним. Так произошло с Девой Богородицей. Тела Ее не нашли — Она была вознесена к Престолу Сына Своего — Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Она первой показала путь восхождения к Богу. Если мы будем стараться жить праведно, свято, по заповедям, то и мы станем наследниками Царствия Божия и будем пребывать у Престола Божьего вместе с Пресвятой Богородицей.
Владыка также напомнил значение прочитанной за богослужением притчи:
— Христос Спаситель открыл этой притчей еще одну тайну Царствия Божия слушавшим Его людям и предсказал, что будет распят — принесет Себя в жертву, чтобы каждый имел надежду на жизнь вечную. Богатый человек устроил виноградник и доверил его наемным рабочим. Они не имели права хозяйствования — они были просто наняты. Но из-за гордыни или по глупости они почувствовали себя хозяевами виноградника и начали управлять им, как им вздумается. Приходивших за плодами они избивали и убивали, убив даже сына хозяина. В своем безумии они не воспринимали никаких увещеваний. В погибшем сыне мы видим Самого Господа Иисуса Христа, пришедшего обличить людей, но они Его не восприняли.
Кажется, что эта история из дней минувших. Было когда-то пришествие Спасителя, Он учил Своих учеников притчами — а к нам-то это какое отношение имеет?
Я бы хотел связать ее с другой евангельской притчей. Внимание на ней особенно акцентируется накануне Великого поста — притча о Страшном Суде. Господь будет судить людей, разделив одних по правую и левую сторону — на овец и козлищ. Находящиеся справа пойдут в рай, а «козлища» — в ад. Находящимся слева Господь скажет: «Я приходил к вам, а вы Меня не узнали». Как сегодняшние виноградари — не узнали и не приняли сына хозяина. «Когда же Ты приходил к нам? — спросят те люди. — Мы не видели Тебя». «Я приходил к вам голодным. Я приходил, когда к вам обращался нуждающийся, находящийся в беде. Это Я был! То, что вы сделали для малых сих — своих ближних — то вы делаете для Меня».
Мы должны задуматься о том, что Христос приходит и к нам. Мы тоже не хозяева виноградника этой земли — Бог, податель всего, дал нам ее в управление вместе с материальными благами. А приходящий, ожидающий от нас милости и участия — это Сам Христос. Если мы отвергаем просьбу нашего нуждающегося ближнего, то мы отвергаем Самого Христа, поступая, как сегодняшние персонажи.
Эта притча закончилась печально: Господь-хозяин вынес приговор «злых зле предаст». По действиям их будет и суд им. Дай Бог, чтоб наши дела были милосердными, чтобы жизнь наша была наполнена любовью и заботой, ибо в каждом окружающем нас человеке мы должны видеть Христа и отзываться на каждую его просьбу посильной заботой и любовью.
Говоря о заупокойной молитве по жертвам террористических актов, владыка отметил, что эта необъявленная злыми силами реализуемая руками злых людей война всему человечеству забирает много сил у светской власти по искоренению этого зла, но и мы сами не должны стоять в стороне.
— Эта война касается каждого из нас. Более того: само это явление порождено в духовной плоскости. Каждый из нас, делая добро, умножает добро в мире, а совершая дурной поступок — умножает зло. Эта война свидетельствует о духовном нездоровье, безнравственности в обществе — порождении зла.
Молясь об этих невинно убиенных, мы будем вспоминать и об их родственниках, которые всегда будут переживать эти страшные события — чтобы Господь дал им мужества, терпения и покоя. Будем молиться и о том, чтобы Господь удалил от нас подобное зло, чтобы даровал нам мирную спасительную жизнь, в которой таким страшным событиями места не будет.