Начались подготовительные недели к Великому посту. 28 января, в воскресенье о мытаре и фарисее, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Казанском храме города Нерюнгри. По окончании богослужения владыка предложил верующим поразмышлять над притчей Господа Иисуса Христа, переданной нам евангелистом Лукой: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:9-14).
— Первый человек по роду деятельности был исследователем Священного Писания и знатоком религиозной традиции. Его Евангелие называет «фарисей» — так называлось это направление ревнителей религиозной жизни. Другой же по роду деятельности был сборщиком налогов – мытарем. Фарисей благодарит Бога не за то, что Бог ему даровал, а за то, что он лучше всех, перечисляя всех, кто хуже него, потому что постится и жертвует на храм. А мытарь молился кратко: смиренно и покаянно опустив голову, он с плачем повторял одну фразу: «Боже, милостив будь ко мне, грешному». И, по слову Христа, мытарь уйдет более оправданным, чем фарисей, и вообще каждый смиренный будет возвышен, а искусственно возвышающий себя – смирен Бога.
Мы встаем на сторону мытаря, думая, что это прекрасный и красивый образ покаяния, а фарисея осуждаем за его надменность – как он посмел вообще с такой молитвой обращаться? Но неужели Церковь дает нам каждый год эту притчу, чтобы мы просто в очередной раз разделили мнение Евангелие?
Видимо, в этой истории есть струнка, задевающая нас самих.
В последнее время люди повелись на светскую идеологию, полагая, что раз в мире так много религиозных напряжений, то лучше спрятать свою религиозную жизнь на дно, не вести ее публично. Дома можно об этом рассуждать, а государство у нас светское, поэтому в обществе о своей вере надо молчать – и якобы это будет нас умирять. Но мы должны помнить, что правильное отношение к жизни и самому себе формируется на основании нравственных принципов, а они передаются в семье и поддерживаются в религиозном чувстве. Один русский классик размышлял о том, что если в нравственных ценностях отсутствует Бог, то все эти предписания становятся пустыми, вырастая во вседозволенность. В уста одного из своих героев великий писатель Достоевский влагает слова: «Если Бога нет, то все дозволено».
Ведь, действительно, если нет Бога, то именно я оказываюсь вершиной и критерием своих действий. Сегодняшний фарисей был человеком религиозным, верил в Бога – но ставил себя в центр всего мира, единственным критерием праведности считал самого себя. Скажете, мы не такие? Но нет. Мы успокаиваем себя тем, что остановились на чем-то одном: может, несколько раз приходим в храм, что-то жертвуем на дела милосердия… Но при этом мы можем жить чувством превосходства над другими. Очень нам в этом помогают сегодня СМИ, говоря о страшных преступлениях, убийствах, показывающих звериные лица живущих в мире людей. На их-то фоне – я хороший! Они друг друга убивают – я-то лучше!
В этом самолюбовании – духовная слепота. Мы очень похожи в ней на фарисея. Из-за этого нет у нас покаянного чувства, а значит – и стремления к изменению к лучшему. Есть только набор требований – то ли религиозных, то ли общественных, а по сути мы и остаемся на одном месте, не касаемся своего будущего, вечности, судьбы своих семей и ближних…
Не лучше ли брать пример в жизни с мытаря, сборщика податей, которого обличала совесть за неправедность своих дел. Он был проникнут чувством раскаяния и желания изменить свою жизнь, преобразиться, стать другим. Из этого состояния, из чувства недостоинства происходит рождение нового человека.
Пусть евангельские слова о том, что смиряющий себя возвысится Божией милостью и помощью, станут нам подспорьем перед днями Великого поста, перед «весной духовной»!
После проповеди архипастыря со словами приветствия к нему обратился настоятель храма благочинный Нерюнгринского округа иеромонах Аркадий (Мамай), поблагодарив за визит и богослужения.