4 февраля 2018 года, в воскресенье о блудном сыне и день памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили руководитель отдела по культуре иерей Виталий Беликов и иерей Михаил Габышев. Накануне вечером было совершено Всенощное бдение.
Богослужение совершалось на церковнославянском и якутском языках.
По уже сложившейся традиции за богослужением пели хор Преображенского собора под управлением Екатерины Павловой и хор духовенства, преподавателей и студентов Якутской духовной семинарии под управлением диакона Александра Коробкина.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Виталий Беликов, напомнив, что каждый из нас, привыкших к храмовым службам, должен помнить о примере старшего брата из притчи о блудном сыне, который, находясь рядом с отцом, утратил горячую любовь к нему. Нам следует возгревать в себе любовь и покаяние перед Господом, возвращаясь к Нему, подобно сыну младшему.
В конце богослужения владыка Роман произнес молитву святым новомученикам, а затем обратился с пастырским словом к народу:
— Это великий праздник для Церкви и Отечества нашего. Основанием его стали страшные гонения на веру Христову и на Церковь в XX веке. Мы знаем, что гонения эти по своей жестокости, цинизму — пожалуй, были сродни гонениям на Церковь Христову в первые века христианства в Римской империи.
Надо сказать, что народ Божий, иерархи, священники, монахи и миряне, жившие в России, смогли перенести эти гонения — и не просто перенести, но прославить Господа через свои страдания, через свои дела и проповеди — и просто свою жизнь. В нашем храме не так много людей преклонного возраста, видевших или прочувствовавших тяготу того времени, но в семье каждого из нас до сих пор сохраняются рассказы и предания о наших бабушках и дедушках, о прабабушках и прадедушках, о дальних родственниках, которым пришлось принести тяготы этого гонения. Господь попустил их ради грехов наших, ради испытания нашей веры… Но в конечном итоге, целуя праздничную икону, видя это множество святых угодников, просиявших на Божественном небосклоне и получившим от Господа нетленные венцы — мы понимаем, что они сродники наши по плоти. Их пример и подвиг нас умудряет и восхищает.
Мы радуемся, что имеем целое воинство заступников и покровителей. Уже многие из нас носят имена этих святых, и я поздравляю с этими именинами. Молюсь, чтобы эти угодники наши защитили нашу веру, укрепили народ наш в вере, а за грехи наши чтобы Господь не попускал нам более подобных испытаний.
Чему нас учат новомученики? Благодаря чему они смогли состояться как люди на земле и наследовать Царствие Небесное, получив место рядом с Богом? Они слышали Евангелие и жили наставлениями Церкви. Глубиной церковной жизни дореволюционная Россия поражала всех путешественников! А эта церковность — исключительное качество людей, умеющих слышать голос Церкви и жить согласно ему. Нет в этом голосе мистики, он не приходит во сне или в чудесных явлениях. Он — в заповедях и рекомендациях, которые каждому из нас она открыто предлагает постоянно, изо дня в день, из года в года.
Вот мы стоим на пороге Великого поста. Этот путь проходили все святые, и идя им, руководствуясь им и всем, что предлагает Церковь, они и смогли стяжать свой духовный героизм.
И мы должны встать на путь Великого поста так, чтобы обновить свои душевные силы и внутренний мир, направить всю свою жизнь по дороге в Царствие Небесное. На этой дороге есть определенные столбы и указатели. В Великом посту — это воскресные дни, посвященные какому-либо событию или святому, взирая на которых, мы проверяем: идем ли путь духовного восхождения или, напротив, расслабленности и нисхождения.
Сегодняшняя притча Христа о блудном сыне — исключительно известная. Нет даже неверующего, который бы не знал этого рассказа. Но Церковь все равно, из года в год, накануне Великого поста, предлагает перечитать и поразмыслить над этой притчей в течение недели.
Какие правильные выводы из нее? Конечно, состояние блудного сына — это состояние каждого из нас, когда мы переживаем или допускаем отступление от Бога, Церкви, заповедей Божьей. Слава Богу, у нас хватает решимости вернуться на правильный путь, но потом мы опять соскальзываем в пропасть… Говорят, такова жизнь, а потворствует тому наша слабая воля. Но вот, что мы должны знать, исходя из этой истории.
Подлинное, истинное раскаяние состоит, как правило, из двух частей: наше сожаление о грехе и желание исправить свою жизнь — и огромная вера в Бога Отца, Которому мы приносим свое раскаяние и у Которого просим Его Божественной благодатной любви и всеукрепляющей силы. Только так происходит наше исправление, ибо без Бога, без его участия и нашей надежды и веры в Бога, правильного обращения к Нему не произойдет. Прежде всего сегодняшнее Евангелие говорит об этом: Бог любвеобилен и всемогущ, Он нас ждет, Он всегда готов нам помочь, — а нам надо почаще приходить в себя, обновлять свой внутренний духовный мир, в том числе — и через богомыслие, раздумье о Боге, участие в соборной молитве и послушание Святой Церкви!