Вечером 19 февраля 2018 года, в понедельник первой недели Великого поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Преображенском кафедральном соборе.
В конце богослужения владыка обратился к молящимся с пастырским словом:
— В предшествующие Святой Четыредесятнице воскресные дни Церковь обращала наше внимание на то, что мы не должны замыкаться в себе. Христианин не может быть равнодушным к окружающим его людям. Дела деятельной любви и милосердия так же важны в глазах Божьих, как и наши собственные старания. И потому вчера Церковь через слова Священного Писания призвала нас к примирению с ближними, чтобы в мирном состоянии духа, в беззлобии мы вошли в великие дни Великого поста.
Но пост и в целом духовная жизнь не мыслимы без молитвы. Молитва — матерь всех добродетелей, основа духовной жизни, как свидетельствует все Священное Предание нашей Церкви. Сейчас часто упоминаются термины «духовная жизнь», «духовность», «духовно-нравственное воспитание», но светское понимание духовности не включает в себя молитву. Церковное же — без молитвы невозможно. Есть молитвы, которые мы повторяем ежедневно — например, данная Самим Спасителем молитва «Отче наш» присутствует в каждом богослужении и в жизни каждого христианина; часто в Церкви повторяется краткая молитва «Господи, помилуй», о которой святитель Феофан Затворник сказал, что к этим словам можно свести всю совокупность молитв. Есть домашние молитвы, есть и те, которые мы произносим произвольно, которые не на написаны святыми отцами и в Священном Писании — и это тоже необходимая часть нашей духовной и молитвенной жизни.
Особое место среди всех этих молитв занимает Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Уже более десяти веков он читается во время Великого поста в первые четыре дня и в неделю, посвященную преподобной Марии Египетской. Не случайно такое внимание обращено к этой молитве. Она большая и, как говорят литургисты, уникально по своему гимнотворческому и богословскому содержанию.
Преподобный Андрей Критский жил в конце VII — начале VIII веков, с детства посвятил себя монашеской жизни — сначала в знаменитом монастыре Саввы Освященного; потом в Константинополе ему было доверено возглавлять сиротские дома, опекаемые церковью — так он прославился в деятельности социальной, в заботе о детях, и уже в земной жизни заслужил всеобщее уважение. Во второй половине своей жизни он стал епископом на Крите.
Но в церковной истории он остался именно как гимнотворец. Всю свою жизнь он писал различные каноны и гимны, и самым значительным стал Великий покаянный канон.
Сегодня мы прочитали первую его часть. Всю суть канона своеобразно подытожил другой церковный поэт — преподобный Роман Сладкопевец в кондаке, который мы коленопреклонно слушаем: «Душе моя! Восстань, что спишь? Конец приближается! Потому восстань, и да пощадит тебя Христос!»
Весь канон — это диалог праведника с душой, оплакивающей свои согрешения и проступки. Преподобный Андрей приводит примеры из Священной истории — людей, живших неправедно, и, напротив, людей, живших свято, которые смогли своим подвигом выйти на путь спасения. Он ведет своей повествование от Адама и Евы до времени Спасителя. Он опирается на творения Святых Отцов, до него писавших душеполезные поучения. Богословы, внимательно рассматривавшие этот канон, находят там цитаты из преподобного Максима Исповедника, преподобного Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского — и других.
Таким образом, пропустив через свою душу и Священное Писание, и творения Отцов Церкви, преподобный Андрей Критский предлагает вместе с ним разделить этот плач души о своих падениях. Надеюсь, что чтение Великого покаянного канона будет полезно для наших душ, задаст правильный тон атмосфере нашей духовной жизни, на которой мы призваны сосредоточиться во дни Великого поста.
Богослужение завершилось заупокойной литией по христианкам, вчера вечером убитым в городе Кизляре в республике Дагестан террористом. Еще пять человек были ранены. В первые же минуты после теракта свои соболезнования выразил Святейший Патриарх Кирилл. Невинно убиенные рабы Божии Вера, Вера, Надежда, Ирина и Людмила были прихожанками православного храма и в момент нападения выходили из храма после вечернего богослужения.