В субботу первой недели Великого поста, 24 февраля 2018 года, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Никольском храме города Якутска. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Алексий Зарубин, ректор Якутской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин), благочинный Вилюйского округа иеромонах Гермоген (Рубцов), клирики Никольского храма протоиерей Михаил Павлов и протоиерей Павел Слепцов.
Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Павел Слепцов.
По окончании Божественной Литургии была совершена лития об упокоении епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Домского) у гроба с его честными останками.
После богослужения владыка Роман обратился к верующим с пастырским словом:
— Сегодня мы вспоминаем святого великомученика Феодора Тирона. Его житие — еще одна страница жизни Церкви, которая дает надежду на его небесное заступничество за каждого из нас. Он помогал людям, которые с особым тщанием несли постный подвиг. Когда недруги ревностно подвизавшихся на поприще Великого поста христиан хотели осквернить их через вкушение нечистой пищи, святой Феодор явился местному архиепископу и, предупредив его об этом, предложил в пищу верным коливо — сладкую кашу, которую мы вчера освящали.
Эта история говорит о том, что Господь и Его святые угодники не оставят нас, если мы достойным образом будем исполнять требования поста. Это касается не только пищи, ибо полнота поста ею не ограничивается. Святой великомученик Феодор, Силы Небесные и Сам Господь будут помогать нам, если мы будем стараться удерживаться от зла, искоренять в себе все неправильно, нехорошее и недолжное. Видя наши старания, Бог будет участвовать в нашем духовном возрождении и совершенствовании.
Все дни Великого поста несут отпечаток покаяния, умилительной печали, а в субботы и воскресенья Святая Церковь совершает Литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, предлагая через участие в Литургии, которая есть явление Царства на земле, воспоминание страдания, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — приобщаться этих бессмертных Даров, а через Святое Причастие быть рядом со Христом, под Его руководством и с Его наставлениями.
Сегодня мы читали повествование от Евангелиста Марка. Как всегда в субботний день этот рассказ касался чуда, совершенного Господом в субботу. В ветхозаветной традиции суббота — день покоя. Регламентировалось даже количество проходимых шагов и всех действий, которые человек может совершить, не оскорбив своим трудом покой субботнего дня.
В одну из суббот Господь Иисус Христос приходит в синагогу вместе с учениками. Как всегда, были там и люди, которые берегли субботу — и даже чересчур берегли: фарисеи и законники. Они наблюдали за Христом: что Он сделает недолжного? Чувствуя их, Он смотрит на человека с сухой, обездвиженной рукой — и перед тем, как ему помочь, спрашивает у находящихся рядом законников: «Что можно делать в субботу — добро или зло? Исцелить — или оставить его мучиться?» И отвечает на этот вопрос действием — просит болящего вытянуть больную руку. А тот после слов Спасителя поднимает ее…
Конечно, такое действие вызывает из уст предвзято относившихся ко Христу законников ропот и недовольство. Видя это, Господь называет их жесткосердными.
Применимо ли это отрицательное качество — или было всецело уделом людей, когда-то жившим?
Нынешнее общество, как и сами мы, становится более замкнутыми и жестокосердными по отношению к окружающим. Даже снимают клипы и передачи о том, как проходят мимо больных, убогих, потерявших сознание на улице… Говорят, это знамение нашего времени — равнодушие и жестокосердие. В самом деле так. Корень жестокосердия — гордыня. Не бывает жестокосердным человек, исполняющий заповеди о любви и милосердии к ближним, понуждающий себя видеть и не быть безразличным к тем, кто рядом. Лишь через это понуждение себя на заботу и любовь — не успокоение: «Я праведный, я уже в Церкви, я все делаю хорошо, больше и не надо» — тает гордыня, умягчается жестокое сердце.
Наше совершенствование без сердечности, внимательности и заботы об окружающих — не может быть полноценным и правильным. Желаю всем нам понудить себя к добру в спасительные дни Великого поста!