«Николин день», память перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари, отмечает 22 мая Православная Церковь. Этот праздник особенно любим в Якутии — в народе считалось, что с него начинается лето.
Никольский храм, один из старейших в Якутске, отметил сегодня престольный праздник. Божественную Литургию возглавил архиепископ Якутский и Ленский Роман. Ему сослужили ректор Якутской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин), настоятель храма протоиерей Алексий Зарубин, благочинный Вилюйского округа иеромонах Гермоген (Рубцов), клирик храма протоиерей Павел Слепцов.
В конце богослужения был совершен крестный ход с ковчегом с мощами святителя, а затем владыка Роман поздравил священников, прихожан и гостей храма.
— «Помогай нам, святителю отче Николае! Будь нам теплым заступником и ходатаем!» — с такими словами сегодня мы обращаемся к святому Николаю, святому, известному каждому человеку, святому, опыт общения с которым имеется у каждого. Мы восхищаемся этим и задумываемся: за что же святитель удостоен такой милости от Господа — откликаться на молитвы, молитвы, приносимые в часы скорби, испытания, страдания?
Для нас важно вспоминать добродетели святых, ибо они ими спасаются.
Не своей силой и не своей мощью святитель защищает и чудотворит, хотя, бесспорно, сам он человек духовно значительный. Он становится орудием в руках Божьих. Через него проистекает Божественная помощь, изливается благодать Духа Святого. А на вопрос, почему этот дар дан именно ему, один праведник ответил так: Господь настолько помогает человеку, насколько человек отдает свою волю Богу и насколько он послушен Ему. Из своего духовного опыта мы знаем, что там, где гордыня, упорство, самомнение — там мало действия благодати Божией. Не случайно апостолу Павлу Господь говорит: «Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается» (2 Кор.12:9). Не в гордыне, не в тщеславии, а в сознании собственной нищеты, кротости и послушании является сила Божья.
Святителя Николая Церковь словами песнопения называет «образом кротости». Насколько святитель в земной и духовной жизни был кроток и послушен Бог — настолько Он и наградил его даром заступления и скорой помощи каждому молящемуся.
Церковь называет святителя Николая еще и «правилом веры» — он верил правильно, как передано ему было Священным Писанием, отцами Церкви, не искажал веру, но даже защищал ее. Церковь называет его «воздержания учителем». Воздержание — это противоположность гордыне и распущенности. Воздержание — это владение собой, умение управлять собой так, чтобы Богом данные таланты послужили нашему спасению. И именно такой идеал веры, кротости и воздержания вновь и вновь нам открывается в святителе Николая. Восхищаясь им, мы и себе просим его предстательства, такой же твердой веры, такого же умения владеть собой и такой же кротости и послушания воле Божией.
Отдельные слова поздравления архипастырь обратил к именинникам — всем Николаям, пришедшим помолиться своему небесному покровителю.