21 октября 2018 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе в сослужении проректора Якутской духовной семинарии иеромонаха Фаддея (Булгакова) и руководителя епархиального отдела по культуре иерея Виталия Беликова. Диаконский чин составили диакон Александр Коробкин и диакон Евгений Солодовников. За богослужением пели хор кафедрального собора и хор преподавателей и студентов Якутской духовной семинарии.
По завершении Божественной службы владыка обратился к верующим в проповеди.
— Церковь предлагает нам евангельский отрывок о сыне Наинской вдовы. Трогательная история, как Господь проявляет любовь, заботу и милосердие к женщине, которая идет хоронить своего единственного сына.
Вспомним прошедшую неделю, когда всех нас глубоко опечалило событие, произошедшее в Керчи. Не вполне здоровый психически студент колледжа расстрелял и взорвал двадцать один человек — своих соучеников и преподавателей. Невозможно воспринять это событие без содрогания! Мы молились в храмах и в домах об упокоении погибших и о даровании сил и терпения перенести это горе их близким.
Давайте зададимся вопросом: что такое смерть? Она нас пугает. Ее присутствие в жизни каждого человека — явление неотвратимое и страшное. Я думаю, что каждый из нас должен помнить: смерть верующим людям следует воспринимать в контексте вечности. Каждый человек вечен — так учит Святая Церковь, так и мы, верующие, знаем. Если так смотреть, то смерть — это не конец жизни, а венец жизни земной — а за ней совершается переход души в вечность. Когда? По-разному. Бывают ситуации, как в сегодняшней евангельской истории — умирает совсем молодой юноша. А если спросить человека зрелого, что такое его жизнь, эти восемьдесят — девяносто лет? Многие ответят: «Моя жизнь пролетела как один день». То есть и четырнадцать лет для жизни — мало, и семьдесят, восемьдесят, девяносто лет — тоже мало. Всегда будет мало. Потому что есть страх смерти. Потому что переход из времени в вечность — печален.
На самом деле, важно не сколько человек прожил на земле, а как он прожил. Потому что в том состоянии, в котором человек переходит в смерть, в том он и останется всегда, в вечности. Да, мы должны страшиться суда Божьего, ответственности, но в то же время знать, что смерть для всех неотвратима, и придет она тогда, когда Сам Мудрейший Господь определит время перехода, призывая каждого из нас в состоянии наибольшего духовного расцвета. И если человек ушел в молодом возрасте — значит, Господь увидел, что именно в этом состоянии он будет самым святым, самым лучшим, самым в духовном отношении благополучным.
Есть и другие случаи, когда Господь забирает человек, видя, что напрасно ждать его изменения, когда человек перестает бороться против греха, когда зло господствует в нем и нет больше перспектив к восстановлению. Но это редкое явление.
Ради чего же Господь нарушил собственный закон призвания человека в вечность в сегодняшнем евангельском чтении? Зачем воскресил юношу из города Наина? Конечно, ради утешения матери, ради подтверждения Своим ученикам Своей Божественной сущности, чтобы они не теряли надежды, когда Он добровольно взойдет на Крест, ну и разумеется — ради проповеди Воскресения. Богу возможно воскресить всякого. Это и произойдет после Его Второго Пришествия — Он воскресит каждого из нас такими, какими мы придем к концу жизни. И войти в вечность достойно — задача для каждого из нас вне зависимости от нашего положения, состояния, образования… В этом и есть смысл нашей жизни, это важно и для наших потомков, ибо если мы будем жить не по вере Церкви, не по Закону Божию, то история человечества завершится печально.