16 декабря 2018 года архиепископ Якутский и Ленский Роман возглавил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), первый проректор Якутской духовной семинарии иеромонах Фаддей (Булгаков), проректор Якутской духовной семинарии по учебной работе иерей Виталий Беликов, клирик Нерюнгринского благочиния иерей Евгений Сергеев, клирик Нерюнгринского благочиния иерей Сергий Волокитин, клирик Мирнинского благочиния иерей Андрей Судомойкин, клирик Олекминского благочиния иерей Михаил Габышев. Диаконский чин составили диакон Александр Коробкин, диакон Михаил Паршин и диакон Евгений Солодовников. Проповедь перед Причастием произнес иерей Виталий Беликов.
По окончании богослужения архипастырь приветствовал священников, обучающихся на заочном отделении Якутской духовной семинарии и прибывших на сессию, а затем обратился к верующим со словом наставления:
— Уже начали по уставу Святой Церкви петь Рождественские песнопения, которые мы будем слышать в Рождественскую ночь. «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Пойте Господу, вся земля!» Так Церковь вводит нас в великий праздник Рождества Христова в течение тех сорока дней, которые нас к нему готовят. Да и сам факт Рождественского поста, его цель и назначение — готовить нас к празднику. А подготовка состоит в очищении — через покаяние, через внутреннюю работу над собой стать ближе к Богу, то есть не к земле, а к небу, не к грехам и не страстям, а к добродетелям. Только став чище, мы войдем в полноту праздника! Только тогда тайна Боговоплощения приблизится к нам. И это большая работа, ведущаяся во дни многодневных постов.
А как понять, что мы правильно идем по пути духовного обновления? Как бы не свернуть с дороги, как бы не обольститься? — Наверное, когда все исправляется? Видишь грехи — и исправляешь их, слушаешь Церковь, когда приходишь на исповедь и ничего назвать? Нет, это неверно! Один из главных законов духовного очищения, что благополучие возникает не тогда, когда тебе не в чем исповедоваться, как будто ты все уже исправил, а напротив, когда ты все больше открываешь себе нехорошего. Признак здравия души, как говорят Святые Отцы — видение своих грехов. И чем больше — тем вернее я иду по пути спасения. Оказывается, это духовное делание и преображение — очень личное. Оно оценивается сквозь призму меня и совершается для меня! Не для всех, не для мира, а в первую очередь — для меня. Я свят и духовен не когда дерзаю судить других за то, что они не постятся, не тогда, когда дерзаю судить Церковь и Православный мир, священников и других людей за неправильные действия, а когда я верно вижу себя — таким, какой я есть на самом деле, без прикрас, со всеми тайными страстями и пороками.
Подтверждение этих слов — сегодняшняя евангельская история, рассказанная апостолом Лукой. Ко Христу подходит благополучный, довольный, светлый и счастливый молодой человек. Почему он себя так ощущает? Он считает, что он всю жизнь проводит с Богом. Он хорошо воспитан — не прелюбодействовал, не крал, не убивал, не лжесвидетельствовал — и от этого так возлюбил себя, что дерзнул подойти ко Христу, может быть, даже не за советом, поскольку был самодоволен — но Христос знает тайное. То тайное, которое мы не только скрываем, но и не замечаем, а порой и не можем замечать, потому что не стараемся возбудить правильную духовную жизни и поставить себя перед Христос. Христос заметил его тайную, но опасную страсть — жадность. Юноша не видел ее, а следовательно — не видел и человеческого горя, страдания рядом находящихся людей. Слишком был доволен собой. А Христос ему говорит: «Пойди и раздай свое имение нищим, лежащим за воротами твоего дома, умирающим, мучающимся — раздай свое имение!»
Юноша не смог. Он опечалился и ушел.
Вот пример: правильная духовная жизнь, по заповеди, в Церкви, при мудром совете духовника, во дни многодневного поста должна открывать нам наши личные несовершенства, пороки, грехи, недостатки, которые мы призваны исправить. Те, кто начинают работать над собой часто видят это — тогда рождается вопрос: как исправить сложные страсти?
Таким же вопросом задаются ученики Христовы, они ведь видели, что произошло — весь этот процесс духовного поиска — и ужаснулись, сказав: по-человечески это невозможно — исцелить себя от глубоких страстей. А мудрый на все времена Христос отвечает: «Невозможное людям — Богу возможно».
Поэтому и наша жизнь в дни Рождественского поста должна быть привязана к богослужению, к молитве к Богу, к обращению к Нему за помощью, чтобы Он Своей всесильной благодатной Божественной властью помог нам исцелиться от наших грехов, страстей и привязанностей, помог нам упразднить наши душевные и духовные изъяны, помог быть исцеленными и достойными праздника Рождества Христова и участниками праздника Боговоплощения, иметь надежду на Царствие Небесное.
Господи, дай нам силы и мудрости пройти это благоприятное время Рождественского поста, преодолеть наши земные скорби, не оставь нас ни на одну минуту нашей жизни. Молитвами Богородицы и всех святых, Господи, подкрепи и сохрани нас! Аминь.