В первое воскресенье Великого Поста Церковь отмечает праздник Торжества Православия. 17 марта 2019 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил праздничную Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе в сослужении настоятеля иеромонаха Никандра (Горбатюка), первого проректора Якутской духовной семинарии иеромонаха Фаддея (Булгакова), проректора семинарии по учебной работе иерея Виталия Беликова, иерея Евгения Солодовникова.
По завершении богослужения владыка произнес проповедь, разъясняющую смысл праздника.
— Сегодняшний праздник возник после VII Вселенского Собора, когда Церковь победила одну из самых устрашающих ересей, последователи которой отрицали почитание икон и святынь.
Ересь — это сознательное искажение вероучительных истины. К тому моменту уже закончился период христологических споров — они были посвящены рассуждениям о том, Кем был Христос, в чем был смысл Его прихода, что Он оставил нам. В Священном Писании это излагалось достаточно просто, но чем больше человек погружался в атмосферу богословия, тем больше его пытливый ум пытался найти ответы на эти вопросы. Часто — не в духовной жизни и не в молитве, а в мудрствовании, часто бездуховном. И первые девять веков Церковь сражалась с этими заблуждениями.
Каждый догмат утверждался не ради формулировки истины, например — «Иисус Христос Сын Божий», а потому, что ересь потом порождала искажение самой сути христианской жизни. Посмотрите на христианские течения, отошедшие от православного учения. Как разъединена в них вера и культура, вера и искусство, вера — и даже нравственность! Этим и страшны ереси — их принятие может опрокинуть корабль Церкви. Что было бы, если победили иконоборцы, воспрещающие священные изображения? Ведь вслед за этим был бы отвержен один из главных догматов — о Боговоплощении! Мы исповедуем, что Иисус Христос — истинный Бог и совершенный человек, нас ради и нашего спасения сошел на землю, пре-образил и исправил человеческую природу, стал вторым Адамом и дал каждому из нас в самих себе исправить греховную жизнь, грех и его последствия. Если бы Церковь отказалась от этого — какой бы она сейчас была? И была бы ли?
Поклоняясь святым иконам, мы поклоняемся Тому, Кто на ней изображен. И сегодняшний день особенно знаменателен — не только дань уважения церковной истории, но и радость пребывания в Церкви, благодарность Господу за то, что Он нас сподобил быть чадами ее, стать Его друзьями и сотаинниками, Его руками и голосом в мире.
Вечером того же дня в Преображенском соборе все духовенство города собралось на Чин Торжества Православия, который совершается единожды в год в честь праздника. На середину храма были вынесены для поклонения святыни — крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи святителей Николая Чудотворца и Иннокентия (Вениаминова), преподобного Серафима Саровского и других святых. Сотни людей смогли помолиться перед святынями и иконами и получить благословение подвижников веры, пребывающих с нами своими святыми мощами и изображениями.