3 ноября 2019 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил воскресную Литургию в Преображенском кафедральном соборе в сослужении клириков собора.
По завершении богослужения архипастырь обратился к прихожанам с проповедью на евангельское чтение притчи о богаче и Лазаре:
— Христос рассказывает нам историю о двух людях. Один, богач, даже по имени не назван — не только потому, что он не достоин упоминания, но и потому, что образ его — собирательный: это люди, предающиеся разгульной жизни, не думающие о грядущей смерти, жадные, не беспокоящиеся о добродетелях земных, которые бы стали билетом в Царствие Небесное, залогом вечного спасения. Другой — бедный, болезненный, покрытый струпьями, которые лижут собаки, ничего не имеющий, лежащий у дома богача, живущий объедками с его стола. Это внешний образ. Он незлобив, не завистлив, смиренный, кроткий, мирный — таким он и отходит ко Господу.
Следующая сцена происходит на лоне Авраама. Господь еще не сошел в ад, Он не открыл еще людям рай — это произойдет только после Его Воскресения. По учению того времени, люди после смерти шли либо в ад, либо в место праотца Авраама — временное пристанище праведников. Богатый идет в ад, а Лазарь — в лоно Авраама. Но находясь в столь разных местах, они видят друг друга. Мучающийся от переживания удаленности от Бога богач видит торжествующего и радующегося своей участи Лазаря. Богач обращается к Аврааму с просьбой направить к нему Лазаря, чтобы тот омочил пальцы водой и донес до его пылающих уст хотя бы несколько капель, хотя бы через это прикосновение даруя ему какое-то облегчение страданий. Авраам же отвечает, что между ними — широкая, непреодолимая пропасть. Устранил ее лишь позже Господь Иисус Христос, уничтожив это место гибели, проложенное грехом и страстями.
Но богач не умолкает и просит: «Я нахожусь в печальном положении и вижу, за что я наказан. Но на земле остались пять моих любимых братьев. Пошли к ним кого-то из царства мертвых, чтобы он рассказал им, какое мучение ждет грешников». Авраам говорит: «Если не послушали пророков, то не послушают и людей, восставших от мертвых».
Эта история не заканчивается. Она будет иметь продолжение после Воскресения Христова, когда Господь устранит расстояние между людьми, сойдя в ад и выведя праведников. Самое главное в этой истории — в ней приоткрывается немного то, что каждого из нас ожидает после смерти. А ожидает нас справедливая оценка нашей жизни от Бога. Священное Писание не пугает, а настраивает на верный лад, оставляет верные знания. Мы можем исправляться и становиться духовнее и лучше только в течение земной жизни. После — некому будет нам помочь. Тогда наступает главный предел. Каковыми мы были здесь, такими предстанем и будем оценены Богом. Мы не знаем, когда наступит этот момент, но должны помнить о нем и о справедливом Страшном Суде.
«Помни последняя своя, и вовек не согрешишь», — говорит один из древних отцов. Будем же помнить о наших последних днях, и пусть эта память предохранит нас от злых поступков и вдохновит на добрые!