4 декабря 2019 года, в великий праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), благочинный Ленского округа протоиерей Анатолий Астафьев, проректор Якутской духовной семинарии по воспитательной работе иеромонах Тихон (Воробьев), иерей Евгений Солодовников, иерей Александр Коробкин. Диаконский чин составил диакон Георгий Кардаш и диакон Корнилий Рахманин. За богослужением пели соборный хор под управлением Екатерины Павловой и хор Епархиальных певческих курсов под управлением Галины Зародниной. Проповедь перед Причастием произнес иеромонах Тихон (Воробьев).
По завершении Литургии священники совершили славление перед праздничным образом, а затем владыка обратился к молящимся с пастырским словом.
— «В Храме Дева является и Христа всем предвозвещает» — слова главного песнопения сегодняшнего праздника. Главное песнопение праздника выражает и основную суть его. Пресвятая Дева, Богоизбранная отроковица, являясь, входя в Иерусалимский Храм, Христа предвозвещает. Этот праздник установлен в начале Рождественского поста, потому что он ведет нас к Рождеству Христову, так же как, Дева-Отроковица Своим вхождением в Храм говорила о скором рождении Спасителя.
Это долгожданный, освящающий праздник, вселяющий надежду на покровительство Божие во все дни Рождественского поста. Но задумаемся о его значении, чтобы постигая его суть, и ум наш просвещался.
Итак, Богоизбранная Отроковица, согласно Священному Преданию, отраженному в богослужении, входит в Иерусалимский Храм. В некоторых изображениях праздника Введения изображается здание со сводами, с колоннами — наверное, это несколько преувеличено, потому что он существовал во время совсем другой архитектуры. Это был единственный Храм. Никакого иного Храма для богоизбранного народа не существовало, во избежание тяготения к многобожию, поклонению другим богам.
Самым главным в Храме была скиния, Святое-Святых, самое святое место на земле того времени. Как оно выглядело, мы точно не знаем, примерное описание читаем в сегодняшнем апостольском отрывке. В этом помещении помещались главные святыни Ветхого Завета: скрижали, которые пророк Моисей дал своему народу, сойдя с Синая.
В это святое место не мог входить никто, кроме священника один раз в год. В Святом-Святых не было окон. Священник молился, и то, что ему говорил Бог, вдохновение Божественного посещения, передавал народу. Но в момент, когда Иоаким и Анна по обещанию Богу привели в Храм посвященную Ему Отроковицу Марию, чтобы расстаться с Ней навсегда, чувствуя Ее великое назначение стать новой скинией, новым Храмом, в котором Бог родится, священника посещает Божественный зов, и он совершает уникальное, непостижимое: он вводит в скинию эту маленькую Девочку. Это потрясает всех людей, но для умных, думающих, ищущих, это отозвалось откликом на ожидание Мессии.
У Матери Божией, этой Младеницы, через вхождение в Храм начинался новый жизненный этап, уникальный, как уникально было вхождение в скинию. Подобное никогда не повторялось: чтобы через земную девушку, даже чистую, искреннюю и добродетельную, Бог не приходил на землю. А в тот момент такой замысел Божий начал осуществляться. Чтобы совершать это дело, страшное и уникальное для всех людей, Ей нужны были силы: чтобы потом пережить Благовещение, Рождение Христа в Вифлееме, оставленной всеми людьми в забытой пещере, чтобы пережить бегство в Египет, а потом видеть Своего Сына на Кресте, чтобы пережить Его смерть и насладиться Воскресением, попрощаться с Ним — и проповедовать Его Евангелие вместе с Его учениками. Для этого нужно было много сил, особое посещение Божье. Ради этого посещения Божьего Она и входит в скинию.
Ее родители и Сама Она знают, что Бог посещает лишь тех, кто старается, трудится, неленостно живет в добродетели, во благе и милости. Ее и вводят в Храм, чтобы потрудившись, Она получила Благодать Божью, чтобы, видя Ее старание, через Храм Господь помог Ей совершить этот героический поступок — стать Матерью Бога. За то мы Ее сегодня и прославляем.
Для каждого из нас храм Божий тоже актуален и значителен. Ничего у нас не получится без Божьего Присутствия, а его не будет без нашего старания. Мы призваны быть в храме и питаться там благодатью Божией, но и сами трудиться ради Своего спасения, ради приобретения благодати.
Пусть Покров Божией Матери и благодать сегодняшнего праздника коснется вас и укрепит всех ваших ближних.