Пример Новомучеников

9 февраля 2020 года, в воскресенье о мытаре и фарисее и день памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили проректор Якутской духовной семинарии по учебной работе иерей Виталий Беликов, ключарь собора иерей Александр Коробкин, иерей Корнилий Рахманин, диакон Георгий Кардаш. 

После окончания Литургии совершалась общая молитва святым Новомученикам и исповедников. Также возглашалась «Вечная память» всем пострадавшим в годы безбожного лихолетия. 

После богослужения владыка поздравил верующих с праздником. 

— Через три недели наступают дни Великого покаянного поста, когда мы будем очень часто, говея, причащаться, задумываться о своих прошлых грехах и о своей жизни в целом. Это самое важное время в году! Настоящий, подлинно верующий православный христианин ждет этого времени — не только ради умилительных и глубоких по содержанию текстов, но и, самое важное: у нас есть способность привыкать даже к священному — текстам, важным словам — а пост заставляет нас задуматься.

Сегодня мы вспоминаем притчу о мытаре фарисее. Кто ее не знает? Два человека пришли молиться в храм. Один хвастался: «Как же хорошо, что я не такой, как все остальные!» — а другой просто плакал.

Знакомая история, умилительная — но важна она не только для того времени, но и для каждого из нас. Как только мы, особенно люди, уже вставшие на путь церковной жизни, привыкаем к христианским обязанностям в поведении — а они небольшие: сходить в воскресенье в храм, соблюдать пост, быть внимательнее к ближним — появляется некое самодовольство, как у того фарисея: «Слава Тебе, Господи, что я не такой как все! Я не такой, как все!»

А если присмотреться, делаем-то мы мало. Да и не я делаю, а Бог мне помогает — а это забывается. Вот и сегодняшний фарисей, который бахвалился тем, что он лучший, на самом деле, забыл, что Бог ему помогает быть таковым — сам бы он не смог этого сделать. А это самое главное. И это то, что мы должны будем найти во дни Великого Поста в самих себе: не мы такие от родителей, от природы, одаренные, одухотворенные, искренние, ищущие. Да, мы приложили старания, но если бы не было молитв наших родителей и предков о нас, наставников и священников, не было бы наших собственных молитв, — то ничего бы не получилось.

Нельзя это забывать: спасение каждого из нас — труд коллективный. И наша «хорошесть» складывается из многих напряженных усилий. Об этом мы должны помнить, благодарить и еще внимательнее относиться к своей жизни, и в ней непременно должно быть чувство покаяния, сожаления о грехах, стремления стать лучше. Это и есть подлинно правильное состояние христианской души. 

Видимо, такое состояние и было у тех, кого мы сегодня вспоминаем как новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сегодня вспоминаются пострадавшие в ХХ веке священники, монахи, миряне, пострадавшие за то, что в жизни своей являли христианский образ. За то, что не разменяли на славу человеческую веру христианскую. За то, что сохранили основы веры, данные им от рождения и научения. 

ХХ век — тяжелый век. Практически сразу после печального 1917 года и практически в течение всего столетия, почти до начала 1980-х годов, продолжались гонения. Они были обусловлены тем, что пришедшие к власти хотели построить новый мир, в котором места религии не будет, потому что она тормозит развитие общества — а всех, кто был напрямую или косвенно был привязан к вере, планомерно поэтапно уничтожали. Это не только священники — и священников, и мирян уничтожали постоянно, но периодически уничтожали всех, кто были были носителями христианской культуры. Дворян, интеллигенцию, крестьян, чья жизнь была буквально пропитана верой православной и ее традициями. 

Много людей пострадало. Среди них Синодальная комиссия по канонизации святых назвала около тысячи имен и прославила этих людей в лике святых новомучеников и исповедников. Но на самом деле, таковых было больше. Их даже посчитать мы не можем, имена их мы не знаем: многие архивы были утрачены, а в первые годы после 1917 убивали без суда и следствия. Множество людей погибло в ГУЛАГах, Дальстроях — мы их не знаем, но Господь, видя их крепость, безусловно, причислил их к лику святых. И когда сегодня мы говорим: «Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!» — мы имеем в виду всех, кого Бог прославил за их исповедничество и веру.

В этом сонме святых  — надежда на покров и защиту, они — пример, которому мы должны следовать и который мы должны исследовать, о котором мы должны рассказывать. В этом году, например, мы проделали большую работу по сбору материалов для канонизации последнего настоятеля нашего Троицкого собора — архимандрита Серафима (Винокурова). Это человек достойной и почтенной жизни, самого себя отдавшего церковному служению. Он был расстрелян за веру, и ему, нашему мученику, будут посвящены у нас научные конференции, будут издаваться книги… На таких примерах мы должны учиться, потому что — кто знает? — повторится ли подобное, не будем ли мы подвергнуты таким же испытания, мы не знаем. Но иметь их как небесных покровителей, а значит и молиться им — в том числе и прося мира и Церкви нашей, и Отечеству — мы должны. 

Posted in Главное, Городское благочиние, Служение архиерея and tagged , , .