1 марта 2020, в Прощеное воскресенье, последний день перед началом Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию, а вечером — Чин прощения в Преображенском соборе. Владыка напомнил о необходимости начала поприща Великого Поста с примирением с ближними.
— Конечно же, мы призваны жить со всеми в мире всегда, конечно же, мы и в церковных молитвах и в быту стараемся помнить слова молитвы Господней: «И остави нам долги наша, якоже и мы и оставляем должником нашим» — и помня эту заповедь самой главной молитвы — со всеми жить в мире. Не всегда так получается — иной раз не по нашей воле, а в силу некоторых обстоятельств, иной раз по злобе бесовской, которая толкает нас на ссору, стремится вселить в наше сердце смуты, обиды, нестроения, и из-за этого разрушить нашу духовную жизнь.
И сегодня перед началом Великого Поста все призываются к тому, чтобы примириться с другими. А указанием на это примирение звучат слова Святого Евангелия: «Если вы не простите согрешений ближних ваших, то Бог не простить прегрешений ваших».
Это очень важное условие вхождения в Великий пост. Мы знаем, что эти сорок дней, Четыредесятница, — время значительное, важное, и душа христианина, пытливого, ищущего, всегда ждет этого времени, называя его вместе с церковными песнопениями «весной духовной». Но чтобы войти правильно в этот путь, в эту покаянную атмосферу — непременно нужно примириться со всеми — через «не хочу», через стыд, через другие смущения. Ибо дальнейший путь будет очень труден, если мы будем преодолевать его с камнями за пазухой, со злобой на ближних, с обидой на них.
Владыка подчеркнул значение предстоящих сорока святых дней для нашей души:
— Центром внимания всей Четыредесятницы будем мы сами, каждый в отдельности. Самым главным объектом, к которому направлено все что, будет совершаться в повседневной жизни и богослужении, будем мы сами — наша душа, о чем нам уже в понедельник напомнят слова из Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского: «Душе моя, восстани, что спиши?»
К душе и самим себе мы будем примерять образы святых угодников Божьих, которых будем вспоминать в воскресные дни Великого Поста. Ибо в этом и самая главная цель — забота о душе, ее исправлении, пробуждении и воскресении.
В подготовительные недели перед Великим Постом часто звучали в богослужении, в Священном Писании, от Святых Отцов наставления к тому, чтобы мы не обманулись исполнением внешних требований, забывая о сердцевине поста — о нашей душе. Чтобы мы не обманулись, как тот фарисей, молящийся в храме; чтобы не обманулись частыми хождениями в храм и строгим пощением. Все это важно и необходимо для того, чтобы внимание наше было направлено на душу: какова она есть, какая она подлинная — и чтобы после этого правильного видения начинать процесс исцеления. С Господом, через молитву, через участие в Таинствах.
Потому так и важны эти святые дни, так важны правильные наставления к тому, чтобы пройти этот путь. одно из требований — не пожеланий, а требований! — является примирение со всеми. Важно условие примиренности с окружающими — потому как всякая ссора, неприязнь, обида будет мешать важному духовному процессу исцеления души. А еще и потому, что спастись одному совсем-совсем невозможно. Если даже не сорок, а сорок по сорок дней будут посвящены только мне, но я не исправлю своего отношения к окружающим людям — мне не будет никакой пользы.
Я исполняю волю Божью и традицию, и первым прошу прощения у вас — за мои не сделанные дела, за мои проступки и ошибки, может, забывчивость по отношению к вам, а где-то и лень. Я прошу у вас прощения, дорогие отцы, братья и сестры, и верю, что через ваше прощение Господь откроет для меня Свое милосердие, что вашими молитвами Господь мне вместе с вами совершить поприще Великого Поста.