21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужил иерей Александр Коробкин, диаконский чин составили диакон Георгий Кардаш и диакон Святослав Молохатко.
За богослужением архипастырь обратился к прихожанам с проповедью к началу подготовительного периода к Великому Посту.
Слово Божие обращено к нам, оно над временем, ибо и время творил Бог. В определенные важные периоды духовной жизни Святая Церковь предлагает нам определенные Евангельские повествования. С сегодняшнего дня в богослужении Церковь начала подготовительный период к Великому Посту, и Церковь словами Евангелия говорит о чем-то очень важном, что надо усвоить еще до его начала.
Сегодня мы слышали притчу Христову, пересказанную евангелистом Лукой. Вошли в храм помолиться два человека — фарисей и мытарь.
Остановимся подробнее. Фарисей — это законник, ветхозаветный праведник. Он все исполняет по букве Закона, он живет Законом. Мытарь — это профессия, на современный лад ее мы назвали бы «сборщик налогов». Поступал он часто нечестно, обижая своих единоплеменников, присваивая чужое.
Эти люди молятся в храме. Молитва фарисея начинается с благодарности: он благодарит Бога за то, что он не такой, как другие грешники, как вот этот мытарь, презренный вор. Еще он благодарит Бога за то, что Он дает возможность исполнить постные дни, а десятую часть от того, что он приобретает — отдавать нищим.
А мытарь опускает глаза в пол, бьет себя в грудь и говорит: «Боже, милостив будь мне, грешному!»
На первый взгляд, фарисей творит молитву благодарственную — а ведь именно такая молитва считается в богословии наиболее возвышенной. Благодарить Бога и ближних, несмотря ни на что, может только человек высокой жизни. А у мытаря — покаянная.
Одинаковая ли у обоих молитва? Христос говорит: нет, второй человек уйдет более оправданным, чем фарисей.
Что-то здесь есть очень важное в образе мытаря, что нам непременно надо уловить перед постом. Мы ведь, как и фарисей, собираемся и попоститься, и, может быть, и раздать милостыню. Но как бы нам не остаться менее оправданными, чем другие. Что нам нужно? Нужно раскаяние, чувство собственного недостоинства перед лицом Божьим. Нужно видение себя не превозносящимся, а кающимся.
Если этот мотив покаянный пройдет через все дни Великого Поста, если мы не будем задумываться, сколько мы молились и сколько сделали добрых дел — то откроется в покаянии нам иное, внутреннее состояние, того, что было незаметно для нас самих. Откроется, каково правильное хождение пред Господом.
Пусть образы этих героев укрепят нас в духовном делании перед началом Великого Поста и помогут нам пройти этот спасительный путь!
Накануне вечером владыка совершил Всенощное бдение.