28 февраля 2021 года, в Неделю о блудном сыне, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), иеромонах Гермоген (Рубцов), ключарь собора иерей Александр Коробкин, проректор Якутской духовной семинарии по учебной работе иерей Виталий Беликов, проректор Якутской духовной семинарии по воспитательной работе иеромонах Тихон (Воробьев) и иерей Корнилий Рахманин. Диаконский чин составили диакон Георгий Кардаш и диакон Святослав Молохатко.
Обращаясь к верующим, владыка произнес проповедь на евангельское чтение — одно из подготавливающих к Великому Посту.
Евангельскую притчу о блудном сыне знает каждый, кто хотя бы немного знаком с христианством, кто хотя бы раз прикасался к Священному Писанию. Ей посвящали свои произведения, касаясь разных ее сторон, великие мастера. Когда мы слышим эту историю, она нас умиляет, какой бы степени грубости, рассеянности и греховности мы ни находились. Спаситель рассказывает ее для понимания в иносказательном смысле, сообщающей нечто очень важное.
У одного человека было два сына. Как-то младший сын решил уйти от отца, более того: не просто уйти, а требует у него ту часть имения, которая положена ему по закону как сыну. Он получает просимое в виде денег и уходит далеко, «на страну далече». Освободившись от отеческой опеки, он пускается в развратную жизни и в этой жизни тратит все, что дал ему отец.
Наконец, в этой стране случается голод. Чтобы спастись, наш герой идет работать пастухом свиней и питается тем, что предлагают свиньям. Находясь в таком отчаянном состоянии человеческого падения, он вдруг приходит в себя. Он вспоминает, что слуги в доме его отца живут намного лучше, чем он сейчас — и приходит решимость вернуться к отцу. Он делает этот шаг сначала внутренне, а потом и реально — голодный, нищий возвращается долгим путем в отеческий дом.
А что отец? Он с радостью встречает его, одевает в лучшие одежды, дает перстень — символ родства с отцом, и устраивает пир.
Я не до конца расскажу эту историю, ибо вот какой вопрос и ответ на него важен сейчас.
Слушая ее, мы радуемся милосердию отца, его любви. Конечно, мы понимаем, что в нем явлен образ Отца Небесного, а блудный сын — это все мы, когда предаем Бога и ближних, когда оступаемся и находимся в греховной жизни.
Зададимся вопросом: а если бы это происходило сейчас и вообще в быту? Что должен был сделать отец, когда этот блудник, расточивший богатство отца, вернулся в дом? По-человечески, по справедливости надо было наказать, чтобы впредь неповадно было, чтобы другие не позволяли себе такого.
Но это с точки зрения человеческой. А с точки зрения Бога — можно простить. Но какие-то условия должны быть! Ведь не просто так: я обидел ближнего, оскорбил его, а потом в сердце сказал: «Прости, я сожалею», — и как будто ситуация изгладилась. Но нет, она не изгладилась. Видимо, нужно сделать что-то еще к этим словам раскаяния. Смотрите: блудный сын сначала приходит в себе, к нему возвращается здравомыслие. А дальше — он встает и идет, долгим путем, не зная, что впереди будет: может, отец его накажет, и сильно? а может, вообще не пустит к порогу дома, как оскорбившего его и честь дома?
Видите, какой путь надо совершить, что получить прощение? Нужно прийти в себя, осмыслить свою жизнь и сделать все, чтобы в ней не присутствовал сознательный грех и всякое беззаконие. И тогда вместо наказания от Господа мы получаем прощение — только если Господь увидит, что мы приносим плоды покаяния. Если в нашей жизни будет присутствовать деятельное покаяние (особенно — в дни наступающего Великого Поста) — то это будет очень правильный путь к наших душ, чтобы вновь обрести достоинство христианина, носителя благодати Божией и наследовать Царствие Небесное. Аминь.