17 марта 2021 года, в среду первой недели Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Рождества Богородицы. Его Высокопреосвященству сослужили иеромонах Никита (Мельниченко) и иерей Александр Коробкин; диаконский чин составили диакон Георгий Кардаш и диакон Святослав Молохатко.
По завершении богослужения владыка поздравил с первой Литургией Преждеосвященных Даров Великого Поста.
Эта служба совершается только в дни Великого Поста. Она имеет покаянный, менее торжественный характер. Тем не менее, это Литургия, за которой мы, прославляя Господа общей молитвой, можем подойти к Святой Чаше и причаститься Святых Христовых Тайн, а через это сподобиться вхождения благодати Божией в сердца и души каждого из нас.
Главная задача великопостного времени, которую ставит перед нами Церковь и которая отчетливо и ясно сознается нами — это очищение себя от греховных привычек, пороков, которые в течение года с прошлой Пасхи, да и в течение всей жизни, каждый день, каждый час проявляются в нашем сердце и в наших мыслях. Мы призваны к обновлению своего сердца, и это обновление происходит в начале поста через встречу с удивительным чтением Великого Покаянного канона, в котором его автор, преподобный Андрей Критский, через ветхозаветные образы предлагает всмотреться в себя и увидеть себя настоящих, с недостатками и слабостями. А дальше — путь воспитания, работы над уничтожением всего недоброго.
Этому помогает дисциплина поста. Пост — древнейшее установление на земле: уже первые люди, Адам и Ева, получили от Господа пост — запрещение употреблять в пищу плод древа познания добра и зла. И пост существовал во всей истории человечества, а тем более он оформился в важную часть богослужебной жизни в новозаветный период человеческой истории. Все это постное время призвано воспитать в нас дисциплину жизни — дисциплину отношения к своим обязанностям, личным, семейным, общественным; дисциплину правильного устроения дня; дисциплину правильной и нужной молитвы; дисциплину вкушения пищи… Все эти ограничения — ни что иное как помощь в выработке в нас этой правильной дисциплины.
Кто-то скажет: не много ли дисциплины? Но дисциплины много не бывает. В церковной традиции она называется «трезвением», «бодрствованием». Это означает — не-опьянение грехом, не-помутнение сознания страстью, а трезвенное, верное видение себя и окружающих людей в этом мире, ситуации, в которой мы находимся… Всему этому способствует дисциплина поста. Мы по-разному можем ее исполнять, но во всяком случае мы должны к этому стремиться, потому что иного пути у нас нет — как у христиан, жаждущих Царствия Божия и спасения.
Всем вам желаю быть дисциплинированными хотя бы в дни Великого Поста; наблюдать за собой, прилагая к этому долгую посильную молитву и, конечно, веру в милосердие Божие и его спасительное действие.