29 августа Спасский мужской монастырь Якутска отмечает престольный праздник в честь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.
Монастырь был основан в 1663 г. Современная история обители началась 10 лет назад, когда по благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа началось его возрождение. Под руководством отца настоятеля иеромонаха Иоанна (Калугина) идет восстановление маленькой частички некогда большого пятихрамового монастыря.
Приветствуя всех с праздником, архипастырь отметил:
«Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, паломники и прихожане Спасского монастыря, отца-наместника, монастырскую братию! Добрые и восторженные чувства переполняют думаю не только меня, но и всех кто разделил сегодняшнюю службу в честь Нерукотворного Образа Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Они восторженные еще от того, что это место, пожалуй, одно из самых намоленных в Якутии. Оно освящено подвигами и молитвами многих сотен монахов. Здесь трудился, молился, служил Богу святитель Иннокентий (Вениаминов), в последствии митрополит Московский, Якутии небесный покровитель. На этом месте трудились пять архиереев якутской истории, сотни священников и просветителей нашей земли. Отсюда они, заряженные духовной бодростью, с осознанием величия своего дела шли в отдаленные окраины нашей необъятной республики и там, молясь Господу, просвещали народ Божий, и все это совершалось в течение более чем трех веков.
Несмотря на скорби XX века, гонения и разрушения, мы являемся свидетелями того, что у Господа никто и ничто не забыто. Мы восстановили имена практически всех монахов за весь период существования обители. Их имена поминаются за каждой Божественной службой.
Также мы продолжаем дело монастыря: непрестанную смиренную монашескую молитву о людях, которые приходят в это святое место, и о всех наших соотечественниках.
Монастырь назван Спасским в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Как вы знаете по древнему церковному преданию праздник имеет прямое отношение к самому Христу Спасителю. Существуют две истории, которые не противоречат одна другой, а взаимодополняют друг друга.
Царь Авгарь слыша о чудесах Христовых и находясь в болезни, посылает к Спасителю своих посланников с просьбой передать ему что либо для его исцеления. Согласно церковному преданию, которое было зафиксировано у многих церковных историков, Спаситель поднес к своему лицу плат, на котором отобразилось изображение Его лица. Это первая история и характерна она для традиции восточной.
Для западной традиции более известна история о женщине, которую звали Вероника. Во время паломничества в Иерусалим, когда идут по крестному пути показывают одну из остановок на которой эта женщина, следовавшая за Христом, несшим Крест для Распятия, отдает ему свой плат.
Спаситель вытирает лицо и на этом плате остается Его Образ, так что одна из икон Нерукотворного образа Спасителя имеет оттенок этой истории — мы видим на плате страдающее лицо Христа в Терновом Лице.
Эти две истории не противоречат одна другой. Они подчеркивают любовь Божию ко всем нам о том, что Господь разными путями человеческой истории пытается нас привлечь в Свою радость, в свое царство, чтобы мы не были одинокими и блуждающими в этом мире, но знали что Господь пришел в этот мир и что Он не остался где-то там наверху, но 2000 лет назад воплотился и дал возможность отныне созерцать Бога, чего не было в ветхозаветной истории. Господь нарушил эту тайну, пришел и явил себя миру, а эти образы в истории западной и восточной лишь подтверждают это действо Божие и возможность для нас видеть лик Христа Спасителя. А также радоваться и благодарить Его за это великое чудо. Пусть милость Божия пребывает на всех нас!»
После торжественного Крестного хода всем гостям и прихожанам монастыря раздали вкусные подарки.