7 марта 2022 года, вечером в понедельник первой седмицы Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Преображенском кафедральном соборе. По окончании богослужения архипастырь прочитал молитву о восстановлении мира на Украине.
Мы будем читать ежедневно эту молитву о мире и о преодолении военных действий, — подчеркнул владыка. — Нас многое связывает с Украиной, мы не можем быть равнодушны. Будем молиться, чтобы Всемогущий Господь Своей благодатью изменил то, что по-человечески мы изменить не можем.
Также владыка напомнил о значении наступивших великопостных дней и их богослужения:
Богословы, исследуя происхождение и значение в разные исторические эпохи Великого Поста, говорят, что изначально он появился в жизни святых апостолов в качестве подражания Господу и Спасителю Иисусу Христу, Который перед началом Своего выхода на общественное служение провел сорок дней в пустыне.
Потом значение поста стало очень важно в церковную эпоху, когда происходило обращение язычников к вере Христовой. Оно предполагало глубокое изменение сознания людей. Слово «покаяние» на греческом языке, «метанойя», так и переводится: «изменение ума». Чтобы такое изменение в корне произошло, людям, готовящимся к Крещению, нужно было в течение сорока дней особенно поститься и слушать Слово Божье. Таким образом они проходили оглашение. И, конечно, христианская община, ожидавшая крещения своих новых членов, не могла не разделить с ними молитву и пост. Отпечаток этого ожидания отразился и на богослужебном уставе. Не случайно мы в последний день Поста будем петь: «Елицы во Христа крестистеся…».
Потом был период, когда пост рассматривался как время подготовки к празднику Пасхи Божией спасительной. Так сейчас и есть: Пасха — это венец круга богослужений, это самый главный праздник, самое большое событие, к которому нужно готовиться.
За двадцать с лишним веков жизни Церкви Христовой в богослужениях и традиция Великого Поста сложился акцент на личном подвиге, на личном усердии, на личном изменении нас самих. Без Великого Поста сегодня немыслима жизнь Православной Церкви, немыслима полноценная духовная жизнь убежденного христианина — ученика Христова, который уже здесь, на земле старается приблизиться к Богу, пройти этот путь Богообщения, увидеть отчасти зарю Царствия Небесного и пришествия Господа.
В основе богослужебных текстов Святой Четыредесятницы лежат по большей части тексты ветхозаветные; на первом месте по времени стоит особая молитва — Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Она имеет исключительное значение. Ее написал великий угодник Божий — глубокий богослов и добродетельный человек. Церковь призывает нас слушать и проникаться ею. С древних времен считалось необходимым быть на чтении Великого Покаянного канона. Его основная тема — разговор с душой: «Душа моя, восстань! Что спишь? Конец приближается!» В течение ста восьмидесяти тропарей канона есть мы встречаем возвышенные примеры из Священного Писания, помогающие человеку достигнуть верного покаянного чувства.
Кажется, от нас ничего не требуется сложного — выделить два часа и послушать эти слова. Но мы не видим большого количества людей в храме — потому что, на самом деле, это очень трудно. И дело не во времени и не в стоянии (можно же и присесть во время службы), а в том, чтобы сосредоточить свое внимание исключительно на том, что читается, и воспринимать слова Канона — как свои собственные, обращенные к Богу.
Именно это — самое ценное и тяжелое. Если мы в эти первые дни сделаем такое усилие перед собой и заставим себя на эти два часа отвлечься от телефонных звонков, от житейских проблем, а посвятим это время собственному покаянию и желанию общения с Господом, то это будет правильное начало Великого поста. Молюсь, чтобы Господь благословил его и укрепил каждого из нас в духовном здравии.