16 октября 2022 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил воскресную Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим с проповедью на Евангельское чтение (Лк. 6:31-36):
Сегодня мы слышали отрывок из Нагорной проповеди Спасителя. Этот фрагмент не оставляет никого равнодушным. Спаситель говорит в его начале: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Со временем эти слова назовут «золотым правилом христианской нравственности». Это абсолютно так! На этом утверждении стоит вся христианская этика. Если бы мы положили его как основу своей жизни — не просто как красивое морализаторство — а ежесекундную основу, если бы мы жили так, то, конечно, совсем другая обстановка вокруг нас была. Но мы склонны забывать даже эту прописную истину.
Зная это, Господь предлагает нам еще более строгие требования: «любите врагов ваших!» Как же это? Почему любить врагов, зачем? Они же недостойны! Но Господь объясняет: если вы делаете добро только тем, кто вам добро делает, какая вам польза от этого? Все так поступают, чем вы от них отличаетесь? А вы любите врагов, благословляйте проклинающих!
По-честному, если задаться этим вопросом — сможешь ли ты полюбить того, кто тебя оскорбил, обидел, подножку поставил, ударил? Это очень высокая планка христианская планка. Господь часто задает такую иерархию ценностей, такие высокие положения, которые, кажется, вообще невозможно исполнить. Одно из таких — заповедь о любви к врагам.
Чуть позже апостол Павел, размышляя над учением Спасителя, скажет: «Все возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе!» Чем праведнее и возвышеннее подвижник христианин, тем больше доступно ему исполнять и эти высокие нравственные требования. Мы видим эти примеры в угодниках Божьих, и доныне есть такие праведные люди.
С чего начать? С одной стороны, Господь призывает любить врагов и обязательно спросит нас на Страшном Суде, старались ли мы эту заповедь исполнить. С другой — наша человеческая самость, нахождение среди людей, постоянный стресс…
Святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этим фрагментом Евангелия, посоветовал начать с малого: хотя бы не злословить тех людей, которые нам неприятны, не увеличивать имеющееся уже зло, а постараться об этих людях. Я абсолютно уверен, что такое двойное действие с нашей стороны — отказ от злословия, мести и злости и молитва — безусловно, будет хранить мир и приведет к тому результату, тому состоянию, которое и сохранилось в христианской традиции — состоянию милосердному.
Милосердие — это ведь не только подать копейку нищему или протянуть руку упавшему. Милосердие состоит в полноте исполнения евангельских заповедей. Милосердие — это сердце милующее. К этому и приводит сегодняшнее евангельское чтение: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерден». Я вам желаю быть милосердным и помнить о нашем призвании к этим высоким целям. С милостью и помощью Божией все это достижимо!