Вечером 1 марта 2023 года, в среду первой недели Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение третьей части Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Никольском храме города Якутска. По завершении Великого Повечерия архипастырь обратился к верующим с наставлением на Великий Пост:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!», «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» — вы, конечно, знаете две эти важнейшие православные молитвы. Первая называется «Молитва Иисусова». Вторая часто повторяется во время Великого Покаянного канона.
Я неслучайно вспомнил их сейчас и хочу акцентировать ваше внимание на слове «мя» — «меня». Помилуй меня, Боже! Основной движущей силой, основным посылом нашего участия в богослужениях Великого Поста является желание нашего личного спасения, совершенствования, преображения, очищения.
Это правильное желание, потому как в этом личном движение есть и общее: через наше освящение освящаются и наши ближние; через наши молитвы благословение Божье сходит и на находящихся рядом наших родственников, сограждан… В нашем лице здесь, в этом храме и на этом богослужении, приходит весь город Якутск. Пусть многие люди еще не осознали важности молитвы, но Господь поручил нам и за них молиться, предстательствовать, обращать прошения к Нему.
Как важно, чтобы эта молитва звучала! Скептик спросит: «Где же доказательство этим словам?» Отвечу, что относительным подтверждением этих слов может быть древность совершаемого ныне богослужения — Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Он был создан в первой половине VIII века. Что произошло с человечеством за эти тринадцать веков? Кардинальные, необратимые изменения! На автомобилях ездить стали, в космос летать, достижениями современной мысли пользоваться! Исчезали империи и народы. Я уже не говорю об изменениях количественных.
А канон читается, как и много веков назад. Во время его чтения народ Божий, осмысляя его слова, вкладывает в них и собственное покаяние, и собственное стремление к спасению — и спасается, и уже тысячи тысяч наследовали Царствие Небесное, и были прославлены во святых, как подвижники веры.
Кто-то услышит в этом повод возгордиться: какие мы избранные, носители традиции… Но я вам говорю это не для того, чтобы вы гордились, а чтобы почувствовали в себе на примере этой молитвы большую ответственность: хранить молитвенный настрой, хранить Церковь и православную веру, передавать ее своим потомкам и в то же время — в этой благодатной молитве вновь и вновь встречаться с Господом, и в этой встрече находить осмысление своего жизненного пути и призвания, и молясь, спасаться самим и спасать других.
Я говорю вам, что человечество изменилось за тринадцать веков, а мы сохранили традицию — и тут же себя ловлю на мысли: а всякий ли слушающий, да и я сам до конца понимаю суть слов, написанных преподобным Андреем? узнаю ли я, имея богословские знания, каждое имя, упоминаемое в этом каноне? — и признаюсь, что не каждое имя помню, и когда читаю в каноне о ветхозаветных персонажах, многие из них как будто слышу в первый раз. Мы по сравнению не только с преподобным Андреем, но и с его современниками выглядим бледно и худо, если говорить о знании Священного Писания и учения Церкви. Нам, пожалуй, чтобы понять все слова Великого канона, надо стоять не то что с текстом, как я сегодня видел у некоторых в руках, или даже со словариком непонятных слов, но со словарем библейским и богословским.
Стоит поставить себе задачу: среди прочих занятий великопостного времени больше уделить внимания Слову Божию в домашней молитве. Может быть, это должно быть самым главным в нашей жизни: чтение Священного Писания, изучения Библии, чтобы и для нас эти имена стали близкими.
Будем просить автора этого канона, который мы будем слушать еще один день, чтобы он ходатайствовал у Престола Божия о нашем покаянном настроении и спасении, чтобы и нам было даровано разумное слышание Слова Божия и исполнение воли Его.
В четверг, 2 марта, будет прочитана четвертая и заключительная часть Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского.