2 марта 2023 года, в четверг первой седмицы Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение четвертой, последней, части Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Богослужение совершалось в Спасском мужском монастыре, и по его окончании владыка обратился к прихожанам и насельникам обители с проповедью, где в частности призвал для укрепления ритма духовной жизни посещать монастырские службы.
Душе моя! Восстани, что спиши? Слова этой маленькой молитвы, кондака, мы слышали во время чтения Великого Покаянного канона, чей автор, преподобный Андрей Критский, изложил диалог спасающегося, кающегося человека с его собственной душой. Так и начинается он: «Откуда начну плакати окаянного жития моего деяний? Гряди, окаянная душе!» — то есть: «С чего начну оплакивать свои безмерные согрешения, о, душа моя?» И весь канон пронизан этим диалогом, в процессе которого автор на примерах падших или кающихся людей из Священной истории показывает пути спасения, исправления, восстановления человеческой души.
А в этой центральной молитве так и говорится: «Восстань, что спишь?»
Что отличает спящего человека от бодрствующего? Конечно, отсутствие движения, отсутствие эмоций, отсутствие любой деятельности. Человек спит — и значит, бездействует. Все это очень часто характерно и для души грешного человека — то есть для нас с вами. Разбудить нас от греховного сна — лености, безразличия, бездеятельности — задача Великого Поста, богослужений, в том числе и Канона преподобного Андрея Критского.
Если в нем сравнивается душа греховного человека со спящим состоянием, то пробуждение я бы сравнил с нашим пробуждением от сна. Часто так бывает в юности: тяжело просыпаться! Спать благостно, хорошо находиться в состоянии покоя. Чтобы подняться, нужно себя мотивировать — мы для этого используем будильники, просим наших ближних помочь нам восстать от сна и вернуться к полноценной жизни.
Такова и наша задача в течение Великого Поста: вернуть себя к полноценной духовной жизни, восстать от сна греховного. Этому посвящены и богослужения, и пост наш, и чтение Слова Божия — все это известные и очень древние, доказанные пути исправления человеческой души к полноценной духовной жизни.
Мы прошли только четыре дня Великого Поста. Они были очень насыщенными, и центральной по ним проходил Великий Покаянный канон. Но это только четыре дня из сорока. Начало хорошее, но мы должны помнить, что в жизни, особенно в духовной, не бывает быстрого исправления. Грех, зло — это легко, его творить быстрее; добро — сложнее; восстанавливать себя — еще сложнее. Для этого должно пройти много времени. Церковь положила сорок дней, Святую Четыредесятницу. Сейчас люди ученые, психологи и физиологи, говорят, что, с точки зрения науки, для того, чтобы человек к чему-то привык или от чего-то отучился должно пройти примерно такой период: больше месяца. А в Церкви уже почти две тысячи лет именно такой отрывок посвящается для нашего обновления, восстания от греха. Поэтому нам стоит поймать себя на мысли, что хорошо, что мы начали этот великопостный путь в молитве под покровом преподобного Андрея Критского и угодников Божьих, в том числе, преподобной Марии Египетской, которая упоминается в его каноне, но нам предстоит еще большой путь, и мы должны собраться и устремиться туда, в будущее.
Нам может помочь в этом постоянном движении навстречу Воскресшему Христу хождение на монастырские службы. Монастырь устроен так, что в своей основе имеет очень четкий богослужебный ритм. Если мы отвлекаемся в работе, на семье, то монастырь целенаправленно посвящен именно богослужебной жизни. Поэтому те, кто чувствуют, что их ритм духовной жизни спадает, непременно посещайте монастырские службы, и здесь, в этом благодатном маленьком храме вы сможете поддержать свой духовный мир, в чем да поможет нам Бог молитвы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!