Прошедший 2022 год для иеромонаха Никандра (Горбатюка) был юбилейный. Батюшка – значительная личность в должностной иерархии Якутской епархии: секретарь епархии, благочинный городского округа, настоятель Преображенского кафедрального собора, старший преподаватель Якутской духовной семинарии.
Отец Никандр, как Вы пришли в храм? У Вас верующая семья или это был какой-то личный духовный поиск?
На тот момент, когда я переступил порог храма, моя семья была не то чтобы неверующая, скорее невоцерковленная. Это сейчас-то я понимаю, что родители были глубоко верующими людьми. Начнем с того, что они венчались – и это в советское время! Тогда моя прабабушка по папиной линии, Анастасия Герасимовна, богобоязненная и верующая, поставила условие: «Я бы очень желала, чтобы молодые повенчались». Она сама договорилась со священником храма Покрова Божией Матери города Пятигорска (тогда это был старинный походный деревянный храм, который когда-то казаки переносили с места на место), и батюшка обвенчал моих родителей – ночью, при закрытых дверях дома Божия.
Удивительно, что они, молодые студенты, уже работавшие на государственных предприятиях (папа, Сергей Николаевич, был сотрудником городского «Водоканала», на котором позже всю жизнь трудился главным инженером; мама, Любовь Николаевна, работала на Пятигорском молочном комбинате, которому тоже посвятила всю свою жизнь), решились принять церковное Таинство Брака, не побоявшись, что их выгонят с работы. Да, они не проявляли открыто своей религиозности, не ходили в храм, но этот их поступок мне сейчас о многом говорит…
В храм привела меня бабушка, Таисия Ивановна, папина мама. В то время она уже регулярно посещала храм вместе с супругом, моим дедушкой, Николаем Степановичем. Этот храм, освященный в честь праведного Лазаря Четверодневного, был одним из немногих действующих тогда в Пятигорске (остальные были либо закрыты, либо располагались в жилых домах). Говорят, в этом храме любил молиться Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь меня и крестили сразу после рождения, в 1982 году.
Позже, когда мне исполнилось пять лет, при храме открыли воскресную школу. Бабушка брала меня с собой на богослужения, и вся церковная атмосфера глубоко запала в мою детскую душу: красота службы, внутреннее убранство, пение хора… Мне очень понравилось в храме. Бабушке уже не нужно было напоминать о богослужениях, я сам каждое воскресенье просил ее: «Возьми меня с собой!»
Видя такое рвение, меня записали в младшую группу воскресной школы. Там я участвовал в подготовке выступлений к праздникам, с удовольствием разучивал и читал стихи.
Чуть позже родители получили квартиру в новостройке в другом районе Пятигорска, и мы стали жить отдельно от бабушки с дедушкой. Я уже не представлял свою жизнь без богослужений, поэтому начались поиски нового храма. Рядом с нами проходил трамвайный маршрут, по которому можно было через весь город доехать без пересадки до другого храма – Никольского (дедушка с бабушкой тоже стали его прихожанами). Мне было очень удобно: я садился на трамвайчик и самостоятельно добирался до дома Божия. Там тоже была воскресная школа, в ней продолжилось мое обучение.
На богослужениях я всегда старался стоять поближе к иконостасу и завороженно смотрел на пономарей, которые помогают в алтаре. Как же я мечтал попасть туда, за Царские врата, где послушались мои сверстники! Их было не так много – человек семь. Я смотрел на этих ребят, как на каких-то небожителей, и мне очень хотелось быть похожим на них…
В один из воскресных дней ко мне подошел старший пономарь (мой лучший друг, сейчас тоже священник) и сказал, что после службы меня приглашает в «пономарку» настоятель храма протоиерей Вадим Цаликов. Это был известный всему Северному Кавказу пастырь, осетин по национальности. Батюшка был интеллигентом и эстетом во всем – и во внешнем облике, и в облачении, и в манере поведения. Он был очень строг к себе и к своим прихожанам.
У меня в душе тогда что-то перевернулось… Я ждал окончания службы с большим страхом, чем когда меня наказывали родители за какой-то проступок. Отец Вадим строго задал мне вопросы, касающиеся жизни моей и моей семьи, и сказал: «Я предлагаю тебе помогать священникам в алтаре. Смотри, это очень ответственно!» Невозможно передать словами мою радость после этих слов… Сбылась заветная детская мечта!
С этого момента и до поступления в семинарию моя жизнь была связана с Никольским храмом. Для меня нет более близкого святого, чем святитель Николай Чудотворец, в честь которого меня нарекли при крещении и под чьим покровом проходило мое отрочество. Ни к какому другому святому я не обращаюсь так часто с молитвами в любых жизненных ситуациях.
В одном из своих интервью Вы упомянули, что Ваша мама была очень озабочена выбором дальнейшего жизненного пути сына…
Сегодня моя мама является старостой Спасского кафедрального собора города Пятигорска. А тогда…
Мое обучение в Ставропольской духовной семинарии подходило к концу, и почти все мои однокурсники уже были рукоположены в сан (нас было двадцать пять человек, и все стали священнослужителями). Оставались два человека, которые еще не имели сана, – я и нынешний благочинный Нерюнгринского округа иеромонах Аркадий (Мамай). Естественно, когда я приезжал домой на каникулы, мама говорила: «Посмотри, многие семинаристы уже женились, стали священниками. Ну чего ты ждешь?»
Каждый раз дома мне задавали одни и те же вопросы, касающиеся моей «скорейшей женитьбы». Но уже тогда я понимал, что выберу иной путь — иноческий. И мама, видя, что я не спешу создавать семью, конечно, была озабочена этим.
Обучение в семинарии не изменило Ваше намерение принять монашество?
Перед сдачей экзаменов в духовную школу со всеми абитуриентами проводили собеседование ректор семинарии, проректор по воспитательной работе, преподаватели. Тогдашний инспектор семинарии иеромонах Роман (Лукин) (ныне архиепископ Якутский и Ленский) задал мне вопрос: «Хорошо, ты поступишь в семинарию, а дальше что?» «А дальше я хочу поступить в Московскую духовную академию», – ответил я. Отец Роман очень удивился: «Какой ты молодец! Я еще ни от одного абитуриента не слышал, что он хочет, еще не поступив в семинарию, уже обучаться в Московской духовной академии».
Поступать в высшую духовную школу в Троице-Сергиевой лавре я поехал вместе с однокурсником. Число претендентов на обучение в академии было очень большим, и я понимал, что скорее всего примут кого-то одного из нас, сразу двух выпускников одной провинциальной духовной семинарии вряд ли возьмут. К слову, мой однокурсник окончил школу с золотой медалью и, как мне казалось, в богословских дисциплинах был намного грамотнее меня. Но все же я надеялся хорошо сдать вступительные экзамены. Тогда у мощей преподобного Сергия Радонежского я дал святому обещание: «Если поможешь мне поступить, привезу сюда моих родителей». В Московскую академию приняли нас обоих: меня зачислили на церковно-практическое отделение, а моего однокурсника – на историческое. Счастливый, вернулся я в Пятигорск и сказал родителям: «Не спрашивая вас, я дал обещание преподобному Сергию, и мы должны поехать в лавру на паломничество», – на что папа ответил: «Сынок, ну раз пообещал – значит, поедем». И мы поехали на машине, решив посетить по пути монастыри Золотого кольца России. Владимир, Суздаль, Иваново, Кострома… Конечным пунктом была Троице-Сергиева лавра, где родители остановились в паломнической гостинице. Папа настолько полюбил лавру и проникся ее великолепием, что на протяжении всего моего дальнейшего обучения в академии прилетал в Сергиев Посад чуть ли не раз в три месяца. Как-то раз захожу в Троицкий собор на братский молебен, а папа уже там. Смотрю, монахи вручили ему огромные помянники, и он читает их, молится смиренно.
И вот наступило 1 сентября. Мои родители увидели традиционную процессию преподавателей и студентов, шествующих на молебен к святым мощам Преподобного. Вернувшись в гостиницу, мама разрыдалась и сказала папе: «Колю нашего мы больше не увидим…»
Первое прошение на постриг в монахи я подал архиепископу Верейскому Евгению (Решетникову) именно в академии. Владыка написал резолюцию: «Быть год послушником», и я почти год послушался в обители преподобного Сергия.
У меня была надежда, что постриг будет совершен в духовной академии, где я хотел остаться, но приснопамятный тогдашний архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) имел на этот счет другое мнение. До окончания учебы оставалось около полугода, занятий уже не было, потому что студенты готовились к защите выпускных квалификационных работ. Тогда владыка Феофан сказал архимандриту Роману: «Что он там сидит, штаны протирает? Нам нужна помощь в Ставропольской семинарии! Отзывай его». И за несколько месяцев до завершения обучения в академии я вернулся в Ставрополь, где получил назначение преподавателя семинарии и старшего помощника проректора духовной школы.
Перед Великим постом меня направили в монашескую обитель для прохождения искуса в родной Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь.
Почему «родной»?
Эта разрушенная обитель, возрождение которой началось при митрополите Ставропольском и Владикавказском Гедеоне (Докукине), была открыта более ста лет назад по благословению праведного Иоанна Кронштадтского. В конце 1990-х годов работы по восстановлению Бештаугорского монастыря, от которого сохранились только часть фундамента и монастырское озеро, начал проводить протоиерей Вадим Цаликов. В то время он возглавлял строительную комиссию Ставропольской и Владикавказской епархии, под его началом было построено множество храмов на территории Северного Кавказа.
В детстве я ездил с отцом Вадимом в Бештаугорский монастырь и вместе с прихожанами трудился на стройплощадке. Кто бы мог подумать, что именно здесь будет совершен мой монашеский постриг?! Но меня направили проходить искус именно в ставшую мне родной обитель, в восстановлении которой я лично принимал участие: разгружал КАМАЗы со стройматериалами, расчищал территорию, позже участвовал в освящении Георгиевского храма…
1 апреля 2008 года я принял монашеский постриг, который совершил приснопамятный игумен Силуан (Хараим).
Вскоре после этого, в Вербное воскресенье, владыка Феофан рукоположил меня во иеродиакона в Андреевском кафедральном соборе города Ставрополя. Моя священническая хиротония была совершена Владыкой в день памяти 40 мучеников Севастийских, 22 марта 2009 года, в городе Кисловодске. Это была первая священническая хиротония в Никольском соборе после его восстановления.
После Ставропольской и Московской духовных школ тяжело было решиться на послушание в таком суровом северном крае, как Якутия?
Честно признаюсь: я мало что знал об этом регионе и о здешнем климате. Не потому, что плохо учил географию, а потому, что никогда этим не интересовался. Но я знал человека, который меня пригласил потрудиться с ним. Это был мой духовник, с которым я прошел долгий церковный путь – от студента до иеромонаха, который меня поддерживал, когда я учился в духовной академии, и продолжает поддерживать и сейчас.
Владыка Роман задолго до начала своего служения в Якутии стал для меня отцом. А за отцом ты поедешь куда угодно, если действительно ощущаешь себя сыном. Поэтому я нисколько не сомневался в служении рядом с ним.
Конечно, бывает нелегко. Я южный человек и никогда не забуду свою родину, свой Кавказ, никогда не привыкну к лютым якутским зимним морозам за минус пятьдесят и удушающей летней жаре – но я смотрю, как выкладывается, как вдохновенно трудится владыка, и сам чувствую воодушевление. А вслед за этим начинаю видеть красоту края, в который меня привел Господь: ценить глубокую веру прихожан, которой порой не встретишь в средней полосе; ценить скромные храмы, построенные зачастую своими руками; ценить бескрайние пространства – заливные луга, тундру, поля, леса под крылом самолета… Ценить, наконец, всю нашу огромную страну, которая объединяет земли, людей, культуры – от Кавказа до Якутии, от московского офисного работника до оленевода-кочевника, живущего в тундре. Это дорогого стоит.
Я хотел бы всех призвать глубже изучать нашу невероятную, яркую, прекрасную Россию! Господь дал нам ее для сохранения мира и благополучия, чтобы мы умели с радостью помогать ближнему, на каком бы языке он ни говорил, какой бы разрез глаз у него ни был, какой бы национальный костюм он ни надевал по праздникам. Все мы – ближние друг другу, русские и якуты, осетины и мордвины, буряты и чечены, ибо у нас Родина. И пусть не коснутся нас раздоры и обиды.