14 апреля 2023 года, в Великую Пятницу, в Преображенском кафедральном соборе была совершена вечерня с выносом Плащаницы — церковная служба, за которой вспоминается снятие Спасителя с Креста, оплакивание и приготовление к погребению. Ее кульминация — вынесение на середину храма Плащаницы — изображения Господа во Гробе, а затем чтение умилительного и скорбного канона о Распятии и на Плач Пресвятой Богородицы.
Богослужение возглавил архиепископ Якутский и Ленский Роман.
Проповедь произнес настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк). В своем слове он коснулся тем переживания Спасителем оставленности Отцом на Кресте и усыновления человечеству Пресвятой Богородице через апостола Иоанна Богослова.
Святые отцы учат, что Отец никогда не оставлял Своего Божественного Сына. Но мы знаем, что Господь Иисус Христос стал истинным Первосвященником — и Он должен был пройти через все человеческие испытания, чтобы и «искушаемым помочь» (Евр.2:18). Он должен был пройти человеческие искушения, чтобы помочь каждому из нас. Христос воспитывался в обычной семье, родившись — от Девы, но рос в доме своего законного отца Иосифа, приобретал навыки — и одновременно готовился к миссии, к которой призвал Его Бог Отец, к послушанию, которое было предуготовлено Ему от сотворения мира.
Перед крестом мы видим Пресвятую Богородицу. О Ней мало говорится в Евангелии. Лишь два евангелиста, Матфей и Лука, уделяют внимание чудесному рождению от Нее Сына Божия. Иоанн Богослов вспоминает события в Кане Галилейской, где Она присутствовала с Господом — и момент, когда сегодня Христос обращает Свой взор к Матери и поручает Ее ему, Своему любимому ученику. Он обращается к Иоанну: «Се Матерь твоя!» — а к Ней: «Это Твой сын!» — и именно этими словами вручает все человечество в руки Пресвятой Богородице. В каноне «Плач Пресвятой Богородицы» мы слышим обращенные ко Христу слова, которые гимнограф, церковный поэт, влагает в уста Матери: «Чадо Мое! Куда Ты спешишь? В новую Кану Галилейскую? Мне поспешить за Тобой — или остаться здесь? Чадо Мое возлюбленное, почему Ты молчишь?» — но Христос не молчит. Он отвечает Ей, указывая на Своего ученика Иоанна Богослова, а через него и на каждого из нас: «Все они — теперь Твои дети, а Ты для них — самая первая Мать и Помощница».
Христос не молчал на кресте. Но в этот момент молчал Бог Отец. Он неоднократно Себя являл: когда Христос выходил из вод Иордана после крещения, звучал глас Отца, свидетельствовавший, что Он — Его возлюбленный Сын; о том же Он свидетельствует на горе Фавор, когда Христос преобразился перед учениками… И неоднократно мы слышим в Писании глас Бога Отца. Но сегодня Христос взывает со креста: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты оставил Меня?» — и Он не отвечает. Потому что именно так должно было совершиться в истории человечества. Христос самоотверженно идет на крестные муки, выполняя послушание, данное Отцом. По-человечески, конечно, Он боялся смерти — мы читаем, как в Гефсиманском саду Он просит, чтобы чаша сия Его миновала, — но знает, что она его не минует, и Сам же отвечает Богу: «Да будет воля Твоя».
Воскликнув: «Почему Ты Меня оставил?», — Христос испустил дух, но перед этим произнес еще одни слова: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». Он по-человечески испытал ту же богооставленность, которую переживаем мы, испытывая тяжкие страдания, когда земля уходит из-под ног, когда кажется, что нет с нами Бога, Он не слышит наших молитв, когда мы опускаем руки. В течение всех сегодняшних богослужений мы будем слышать о любви, которую Бог проявил к Своему творению. Неужели бы Он позволил, чтобы Сын Его страдал просто так? Он мог бы найти любую другую форму для спасения человечества — но выбрал именно такую: страдание, богооставленность, кровь, пот и смерть. Все это было нужно, чтобы спасти каждого из нас — страдающего, оставленного и умирающего.