Приветственное слово архиепископа Якутского и Ленского Романа участникам Всероссийской научной конференции «Православные монастыри в истории российской государственности (к 360-летию старейшего на Северо-Востоке России Якутского Спасского мужского монастыря)»28 сентября 2023 г.
Уважаемые участники конференции!
Тема нашей сегодняшней встречи касается в равной степени истории Церкви и истории России, и это неслучайно. Судьба Российского государства переплетена с Православием настолько тесно, что само существование нашей страны было бы под вопросом без христианской веры и культуры. Можно назвать несколько ключевых, государствообразующих точек в истории нашего Отечества – не только победных, но и трагических: Крещение Руси; татаро-монгольское иго, а затем – освобождение из-под власти Золотой Орды; преодоление Смуты и утверждение династии Романовых, Отечественная война 1812 года, падение Российской Империи, Великая Отечественная Война, распад Советского Союза. Во всех этих событиях Церковь играла не последнюю роль: поддерживала народ в тяжелые годы и вдохновляла на подвиги, страдала и возвышалась. В самые черные времена Церковь могла бы повторить слова Анны Ахматовой: «Я тогда была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».
В течение всей многовековой истории Русской Церкви трудились ради спасения своих душ и помощи ближним, не покладая сил, ее скромные чада – монахи. Уйдя из мира, они парадоксальным образом оказывались ближе к жизням простых людей, чем многие власть имущие. В монастыри стекались за духовной поддержкой паломники, монастыри были центрами учености и образования, монастыри вели активную социальную и благотворительную работу. В этом – особая тайна монашества, которое становится той горящей свечой, что не может укрыться под спудом (Мф.5:15).
В Якутии с первых дней ее существования в составе Российского государства монахи выполняли множество таких функций. Спасский мужской монастырь, старейший на Северо-Востоке России, стал колыбелью образования будущей Республики Саха – на его территории располагались несколько учебных заведений, включая первую в крае школу, в которой учились дети священников и коренных жителей. Затем в стенах монастыря находилась духовная семинария – первое учреждение профессионального образования Якутии. Насельники Спасского мужского монастыря были миссионерами, просвещавшими народы, живущие в самых отдаленных улусах и селах. При этом имеются сведения и о высоких духовных подвигах иноков обители.
Даже в периоды упадка монашеской жизни, в том числе и фактического упразднения монастыря в связи с секуляризацией, храмы Спасской обители в качестве приходских оставались любимыми народом очагами неугасающей молитвы.
«Короткий XX век» начался в Якутии в 1918 году, когда столица края оказалась занята красными отрядами, и, хотя власть еще несколько раз переходила из рук в руки между красными и белыми, участь Церкви, в том числе и Спасского монастыря, оказалась предрешена. К 1921 году монашеской общины не осталось. Судьбы монахов затерялись. Только через 90 лет началось возрождение – строительство нового храма, появление первых насельников, восстановление регулярной богослужебной жизни, развитие хозяйства. Сегодня из монастыря вновь разъезжаются в разные части Якутии миссионеры; в его стенах вновь ведется социальная работа, оказание помощи нуждающимся.
История Спасского мужского монастыря продолжается, свидетельствуя своим примером о неугасимой силе Церкви.