10 декабря 2023 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил воскресную Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе в сослужении клириков храма. Проповедь перед Причастием произнес иерей Корнилий Рахманин.
В конце богослужения была вознесена общая молитва перед иконой Божией Матери «Знамение», память которой совершается в этот день.
Затем владыка поздравил с минувшим днем Ангела регента собора Екатерину Павлову и обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал о событии, связанном с образом «Знамение» и произошедшем в селе Русское Устье в Аллаиховском улусе, на Крайнем Севере.
В трудные для Великого Новгорода времена, при Иване Грозном, некоторые свободолюбивые жители этого святого города были вынуждены его покинуть. Господь привел их к нам, в Якутию, где они основали село Русское Устье. С собой эти путешественники принесли икону Божией Матери «Знамение». Они построили в честь нее храм, но до нашего времени он не сохранился. Когда я был в Аллаиховском улусе, мне показывали место, где он стоял, и рассказывали историю, которая произошла в реальности и передается жителями из поколения в поколение.
Центральном селом в том месте было село Ожогино. Там служил благочинный — имени его история не сохранила. Он однажды приехал в Русское Устье и увидел неброскую, аскетичную церквушку, без отопления, а в ней — прекрасную икону «Знамение», наверное, ту самую, которую привезли первые переселенцы. Увидев ее, он сказал: «Неподобающее это место для святыни — такая бедная часовенка. Надо ее перевезти в Ожогино. Так что, — говорит он священникам, — берите ее и переносите». А русскоустьинцы были люди набожные, и так они любили Божью Матерь, что на коленях просили благочинного не отнимать у них, и без того обездоленных, далеко живущих, испытывающих нужду, их святыню. И священники отказались исполнить наказ благочинного — как же они заберут у людей икону.
Тогда сам благочинный сам в сердцах начал снимать икону со стены. Но как только он дотронулся до образу, с ним случился апоплексический удар — инсульт, как бы мы сейчас сказали. Единственное, что он успел сказать: «Заповедую вам и детям вашим не трогать эту икону!»
Вспоминая эту историю, я задумался: чего ради этот благочинный стал отнимать этот образ? Может быть, это была забота о нем — что в холодном храме она могла испортиться. Но может быть, он просто позавидовал, что в этой часовне есть такая древняя чудотворная икона — а в его храме такой иконы не было.
Часто в духовной жизни мы, исповедуясь, причащаясь, участвуя в службах, работаем над собой и с Божией помощью начинаем видеть в себе скрытые дурные качества, незаметные в суете повседневной жизни. Но пребывая в нашей душе, они портят нашу духовную атмосферу и являются причиной многих наших дурных поступков. Среди таких качеств — зависть. Зависть доброму у другого, его благополучию и успеху, толкает нас на злоречие, клевету, злые поступки, мелкие и крупные. А ее надо бы увидеть вовремя, исправить молитвой и покаянием и в дальнейшем, как рекомендовал один из великих духовников нашей Церкви приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов), чувствуя зависть при виде успеха другого, поблагодарить Господа за него. Сказать: «Слава Тебе, Господи, за моего друга, брата, ближнего, что он так успешен, что его посетила радость!» — и через это благодарение Господь и нас сохранит от зависти и дурных дел.
Вспоминается и сегодняшнее евангельское чтение о согбенной женщине, исцеленной Спасителем в субботу в синагоге. Каковы действия начальника синагоги? Он стал обличать Христа за то, что Он исцелил восемнадцать лет страдавшую женщину — в субботу, как будто Он нарушил закон. Разве не поводом к этому обличению была зависть? У Христа — получилось, а у него, начальника — нет. Все, что он мог делать — это фарисейски исполнять закон, да и то — если бы исполнял на самом деле…
Да, от зависти пострадал и Сам Христос. Именно зависти ради, как пишут евангелисты, его распяли злые люди, не терпевшие Его святости и чистоты, не желавшие признаться в собственной злобе.
Давайте выходя из храма дадим себе задание: поберечься от зависти, не давать ей захватить наши чувства и деяния, рост, а напротив, милостью Божией во дни Рождественского поста исправили себя — и просветленными, очищенными встретили великий праздник Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.