25 февраля 2024 года, в неделю о мытаре и фарисее, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил воскресную Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе.
После евангельского чтения архипастырь обратился к верующим с наставлением:
«Боже, милостив буди мне, грешному!» Мы часто слышим эту молитву в храме и во время домашней молитвы. А слова эти простого человека, героя только что услышанной нами притчи, рассказанной некогда Господом нашим Иисусом Христом.
Это история о том, как два человека молились в храме. Один из них – фарисей, человек, строго живущий по Божьим законам того времени. Второй человек – мытарь, сборщик налогов. Как правило, такие люди не пользовались уважением в обществе, ведь сама его работа была грешная: выбивать для оккупантов налоги из своего родного народа.
И вот они молятся. Фарисей говорит: «Благодарю Тебя, Господи!» Хорошее начало! Но потом он в своей личной молитве начинает хвастаться и даже сравнивать себя с другими людьми. Он говорит, что живёт по Закону и все делает, что требует Закон: постится, милостыню подаёт – и что он не таков, как этот стоящий рядом мытарь.
А мытарь молится иначе. Он не смеет поднять глаза к небу и произносит исполненные сердечного покаяния слова: «Боже, милостив буди мне грешному!»
Подводя итог этой притче, Господь говорит, что кающийся мытарь пойдёт из Храма более оправданным, чем фарисей.
Зачем Церковь предлагает нам это евангельское повествование именно сейчас, перед началом великопостного пути? Мы должны извлечь из него что-то важное.
Мы часто сравниваем этих двух людей – идеального фарисея и кающегося мытаря. Кто из них положительный герой, а кто отрицательный? Сказать однозначно сложно. Какие к фарисею претензии? Он и на самом деле человек праведный, достойный. А вот к мытарю вопросы есть. Но его слезы, искренняя молитва, смирение – возносят его к числу добродетельных людей.
Господь не умаляет достоинств фарисея, но говорит, что кающийся мытарь уйдёт более оправданным Богом из Храма. В чем значимость перед Ним молитвы мытаря?
Самое главное, что понял этот человек и что должны усвоить мы: подлинное спасение человека и подлинное духовное делание всегда основаны на покаяния, осознании собственного недостоинства, греховности. Почему не заметил этого фарисей? Наверное, потому что, как и многие люди и сегодня, не считал себя грешником, думая, что грехи – эти очень злые, значительные поступки.
Грехи, действительно бывают смертные и незаметные; приносящие отвратительный вред обществу, а есть и тайные, но приносящие пагубу сердцу и душе такую же, если не большую. Эти мелкие грехи тем и ужасны, что они невидимы. Разве гордыня, которая была у фарисея, не пагубна для него самого? Разве осуждение и превозношение перед другими не пагубны для человека и не ведёт его к духовной смерти? А мытарь – человек грешный, но сделавший верный вывод: только слёзное раскаяние, состояние покаяния в молитве и в жизни в целом имеет достойный плод в жизни вечной, оправдывает нас более, чем другие религиозные последования и сами дела наши.
Итак, вот первое наставление перед Великим Постом: необходимо помнить, что наше раскаяние будет правильным настроением его святых дней. Не забудем этой молитвы: Боже, милостив буди нам грешным! Аминь.
В завершение богослужения была вознесена общая молитва перед Иверской иконой Божией Матери, которая вспоминается в этот же день
Перед архиерейским богослужением в Преображенском соборе по сложившейся традиции была совершена ранняя Божественная Литургия на якутском языке