Архиепископ Роман принял участие в научно-практической конференции «Русские старожилы арктических территорий Якутии: исторический опыт и перспективы освоения Арктики»

21 ноября 2024 года архиепископ Якутский и Ленский Роман выступил с приветственным словом на открытии Всероссийской научно-практической конференции «Русские старожилы арктических территорий Якутии: исторический опыт и перспективы освоения Арктики». 

Мероприятие прошло в конференц-зале института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов севера Сибирского отделения Российской академии наук.

Владыка в своем слове акцентировал внимание на культуре русских старожил: 

«Русские старожилы за несколько веков вросли, стали в буквальном смысле коренным населением Арктики, и как прежде являют собой феномен сохранения и изоляции национальной культуры в принципиально новых условиях. Таким образом рождается новая уникальная культура, собирающая в себе черты образа жизни, быта и мировоззрения как русского средневековья, так и живущих традиционным образом народов Севера. Например, до сего дня у русских старожилов сохранилась специфическая особенность древних культур: обращенность к прошлому, к некоему доисторическому времени, своего рода золотому веку – однако в отличие от народов, живших на Крайнем Севере до их прихода, их доисторическое время парадоксальным образом укоренено в истории, а не в мифе, как это обычно бывает. Русскоустьинец, индигирщик, не помнит, где находится река Волга или город Чернигов, но повторяет эти названия в песнях и сказах. В то же время русские старожилы вполне органично вписались в культурный ландшафт Арктики: в их языке достаточно много заимствований из якутского языка и языков народов Севера, а в сказках и песнях встречаются сюжеты сказок, в частности, юкагирских. 

Поразительно, что потомки первых русских освоителей Крайнего Севера при своей открытости к Другому (в философском и культурологическом смысле) сохранили православную веру. Безусловно, они усвоили и многие обычаи окружающих народов – это был естественный процесс кросскультурной коммуникации в ходе общения, торговли, заключения смешанных браков и т.д. – однако культурной и религиозной доминантой и основой самоидентификации русских старожилов остается именно Православие. Язык меняется, образуя новый говор; быт подчиняется местным условиям; но вероисповедание остается прежним и ревностно передается из поколения поколение. И это не формальность, можем судить по опыту. Наши священники, посещая приходы и общины Крайнего Севера, всегда отмечают интерес и внимание жителей сел: крестятся сразу по несколько детей и взрослых, на богослужение даже в будний день могут собраться десятки человек (для тех мест это колоссально много), причем все молящиеся хотя бы в общих чертах понимают ход службы – а священника долго благодарят и отпускают с угощениями. Такое отношение далеко не всегда встречается даже в районах и населенных пунктах с преобладающим количеством русского и русскоязычного населения, переехавшего в Якутию в советские и постсоветские годы. 

Очевидно, что русских старожилов, благодаря их изолированности, в меньшей степени коснулся культурный разрыв, произошедший в связи с богоборческой политикой советской власти. Сохранив свою традицию, они сохранили и самих себя. Именно поэтому культура русских старожилов привлекает внимание историков, этнографов, филологов и других ученых».

Posted in Главное, Новости.