21 марта 2024 года, в четверг первой седмицы Великого поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение четвертой части Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Никольском храме Якутска. Ему сослужили настоятель иерей Александр Коробкин и клирики храма.
По окончании Великого повечерия архиерей обратился к молящимся с напутственным словом:
В дни, когда читается канон преподобного Андрея Критского мы слышим и обращение к этому святому. Это обращение совершенно не случайное, ведь он творец этого канона – одного из самых яркий гимнов Православной богослужебной традиции, который читается традиционно в Церкви первые четыре дня Великого поста, а затем повторяется на пятой Великопостной неделе. Канон преподобного Андрея Критского задает правильный тон всему богослужению Великого поста – покаянный. Ибо по сути – канон есть разговор человека с собственной душой – не просто разговор, исполненный покаянных чувств, ведь в христианском покаянии нет уныния, отчаяния и безнадеги. Напротив, и сам канон, и само явление покаяния, как добродетели, исполнено глубочайшей надеждой на Господа, на Его Святое милосердие. И этим покаянием в то же время с большой, громадной надеждой на милосердие Божие построено всё богослужение Великого поста. Этот мотив, как нельзя, передают и те песнопения, которые мы слышим, песнопения Великого поста, Великого повечерия. Это очень правильное и верное направление. Если говорить о самом каноне, то повторяюсь, это вершина его творчества православной церкви. Это такая неповторимая богословская, гимнографическая, поэтическая, глубина по своей сути, что даже комментировать его было бы недостойно: настолько велико это произведение преподобного Андрея Критского — Великой покаянный канон. Но Андрей Критский в самом каноне предлагает нам, слушателям, вместе с собой обновить свой разум. В нем проходит много призывов о том, чтобы ум наш просветился, обновился. И это залог правильного совершенного деления. Мы можем прослушать канон, даже сами прочесть, умалиться глубиной богословской мысли. Но если мы не сделаем верных выводов, если мы сами там, в своих размышлениях, не подвигнем себя к деятельному исправлению, то мысль, чувство и восхищение просто останутся таковыми. Андрей Критский предлагает просветить наш разум, изменить наше сознание. В конечном итоге, слово «покаяние» и означает изменение ума. Вот это должно произойти у нас с вами. Изменение ума, изменение, поворот от греховной жизни, от греховных привычек, к светлому будущему, к Богу — источнику Вечной жизни. Туда должно произойти обращение нашего с вами ума. И в этом мы тоже вслед за преподобным Андреем Критским повторяли, слыша сегодняшнее чтение канона.
Важно еще вот что сказать: вся совокупность того, чем мы с вами занимаемся, я имею в виду богослужения, пощения, поклоны, молитвы, иные подвиги, добродетели — все это вместе называется христианским аскетизмом или христианским подвижничеством. Вам эти слова хорошо известны. Вот в святоотеческой традиции Нового Завета это слово было взято, когда нужно было церковным писателям и Святым отцам говорить о христианском подвижничестве, то слово «аскетизм» было взято из культуры древних греков. В культуре древних греков слово «аскет» предназначалось для обозначения человека, который занимается спортом. Но он не просто занимается спортом, а, как бы мы сейчас сказали, он профессиональный спортсмен.
Почему я делаю такой поворот в истории этого слова? Потому что здесь есть очень прямая связка: аскета как спортсмена, и нас с вами как подвижников, которым мы стараемся быть. Общность этих понятий состоит в том, что спортсмен, если он хочет быть на высоком уровне своих достижений, он должен регулярно заниматься спортом. Что происходит, когда спортсмен перестает заниматься спортом, держать себя в тонусе? Всё, он тогда перестает быть спортсменом и становится уже обычным человеком, теряя свои навыки.
В нашей подвижнической жизни, которая началась особенно активно во время Великого поста, тоже необходимо регулярное усилие, регулярное принуждение себя к молитве, к пощению, к высокому, чистому образу жизни. И если мы с вами охладим, если мы скажем: «Ну хорошо, вот мы четыре дня послушали Великий покаянный канон — хорошее чтение, достойное, а теперь вот мы будем жить так, как жили прежде», или, есть еще другая традиция среди некоторых людей, особенно занятых, которые говорят: «Ну вот мы попостимся первую, а потом последнюю неделю, хотя бы так что-то сделаем для Господа, для собственного спасения» — это, конечно, не регулярное подвижничество, это не регулярный ритм, правильность духовной жизни, конечно, — нет. Вот он начался этими первыми четырьмя днями, кто-то был на службе, кто-то читал дома этот канон, что также позволительно. А в подавляющем большинстве мы, люди церковные, начали пощение, и значит отказались от определенного рода скоромной пищи. Это хорошее начало, верное, но важно его продолжить именно так, регулярно и последовательно. Если мы отложим себе это в памяти, что мы должны в таком же ритме, не ослабевая, идти навстречу воскресшему Христу, навстречу собственному совершенству, то и тогда наш Великопостный путь будет праведным и полезным. Вот такие мысли рождает у меня чтение канона сегодня, в этот день. Мы завершили чтение, четвертую часть мы прочли, немножко грустно от этого. Можно читать весь пост, домашние молитвы для тех, кто этого хочет. Но, в целом, мой к вам призыв -не ослабевать усердие, а трудиться для собственного спасения, для собственной духовной победы от греха и от страсти. И через это снискать Божью милостью и добрый путь к встрече Христа Воскресшего с нами.