В нынешнем году исполнилось 1950 лет со дня мученической кончины святых первоверховных апостолов Петра и Павла, — напоминает Информационная служба Архиерейского Собора, ссылаясь на Святейшего Патриарха Кирилла. Это повод еще раз осмыслить нашу веру в Апостольскую Церковь и вспомнить о том, что одно из важных проявлений апостольского служения — это свидетельство Истины, проповедь Евангелия, констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви, выступая 29 ноября 2017 года перед участниками Архиерейского Собора, проходящего в Храме Христа Спасителя в Москве.
«Как апостолы преподавали учение Христово, так и их преемники — епископы — должны быть хранителями и проповедниками той же Истины. Мы призваны нести людям Евангелие — Благую весть о том, что Бог призывает человека к общению с Собой, что именно ради этого Он послал в мир Своего Единородного Сына (ср. Гал. 4:4)», — подчеркнул Его Святейшество.
Предстоятель отметил, что никогда епископы не были в Русской Церкви так многочисленны, как сегодня. По мысли Святейшего Патриарха, это открывает в нашей церковной жизни невиданную прежде возможность для сближения епископа с духовенством и народом.
«Епископ как служащий клиру и народу Божию, как образ пастыря, который ведет паству за собой, — это тот, кто близок, достижим, кто находится не только в священном пространстве алтаря или в недоступной тиши кабинета, но кого можно увидеть, к кому можно лично обратиться, кто открыт для общения и кто не теоретически, а практически подает пример духовенству и мирянам своей жизнью во Христе, точно так же, как это делали апостолы», — сказал Святейший Владыка. Он также напомнил, что епископ как преемник апостолов — это и совершитель богослужения, возглавляющий молитву церковной общины за Божественной Евхаристией: «Через совершение Литургии мы призваны свидетельствовать, что нет и до Второго Пришествия Христова не будет ничего актуальнее Господней заповеди совершать таинственное воспоминание Его смерти и Воскресения. И нет ничего более открывающего для нас блаженную вечность, чем Божественная Трапеза Святой Евхаристии».
Как отметил Его Святейшество, архипастырям следует прилагать усилия, чтобы участие народа в богослужении было в полной мере осмысленным, чтобы никто не воспринимал службу Божию как устаревшую, хотя бы даже и величественную, традицию или, еще хуже, как некую тягостную повинность, оставленную нам двухтысячелетней историей.
Епископское служение неразрывно связано с православным пониманием соборности — кафоличности Церкви, подчеркнул далее Предстоятель.
Упомянув о том, что словом «соборность» переведено на славянский язык греческое слово «кафолики», указывающее на вселенский характер Церкви, на ее целостность во времени и пространстве, Святейший Патриарх Кирилл констатировал: «Это свидетельствует о том, что соборность, проявляющаяся в историческом бытии Церкви, в том числе, во внешних, безусловно необходимых, институциях коллегиальности, не сводится к ним. В деяниях уже упомянутого Поместного Собора 1917-1918 годов так же, как и на Соборах Древней Церкви, проявилась сила Духа Святаго, действующая в человеческой немощи. Собор начался в катастрофическую эпоху слома исторической Российской государственности. В самой Церкви под влиянием атмосферы времени резко обострились разногласия между белым духовенством и черным духовенством, между городскими протоиереями и сельскими священниками, между либералами и консерваторами, между монархистами, оплакивавшими прошлое, и теми, кто радостно приветствовал февральские события. Все эти тенденции были представлены на Соборе. Сила Духа Святаго обратила человеческое разнонаправленное, весьма неоднородное собрание в подлинный Собор, о главных решениях его члены могли сказать: «Изволися Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). В частности, ко времени открытия Поместного Собора одним из главных предметов споров представителей различных течений было то, как должны сочетаться иерархический принцип и соборность. И несмотря на то, что первоначально сторонники восстановления Патриаршества не имели перевеса, впоследствии соборяне узрели в Патриархе духовную, литургически и символически объединяющую всех фигуру и решение об избрании Патриарха было с энтузиазмом воспринято Полнотой Русской Церкви. Не случайно именно святитель Тихон стал центром притяжения всех здоровых церковных сил в эпоху гонений на веру со стороны богоборческой власти, пытавшейся путем инспирирования расколов и организации провокаций разрушить церковный организм. Само каноническое Православие стараниями гонителей промыслительно стало именоваться «Патриаршей» Церковью».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что в XXI веке, как и во все века, служение епископов, чтобы быть подлинно соборным, должно сочетать хранение определенных преданием институций с неусыпным вниманием к соборному голосу Церкви и «содержать то, чему верили повсюду, всегда, все», по слову преподобного Викентия Леринского.