12 марта, во вторник первой недели Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил уставные богослужения в Спасском мужском монастыре города Якутска. За вечерним богослужением пел хор учащихся епархиальных певческих курсов.
Вечером по окончании Великого повечерия с чтением второй части Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского владыка обратился к братии и прихожанам со словами наставления:
— Особенно трепетно переживается чтение Великого повечерия, монашеского вечернего правила, в этой древней обители. Восстановление ее произошло на наших глазах. Еще несколько лет назад мы заходили в этот храм, и он пах лаком, вид у него был незаконченным, цвет не такой, и ощущения вызывал совсем иные, чем сейчас. Ныне мы испытываем чувство благоговения — потому что этот храм стал намоленным. Что это значит? Частые богослужения, запах свечи и ладана, а самое главное — пребывание здесь ангелов Божьих и Самого Господа нашего Иисуса Христа.
Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Потому что храм — это символ души каждого из нас. И наша душа часто пахнет лаком, а не благодатью. Часто в ней пусто, а еще хуже — сонно. Потому и поем мы: «Душа моя! Восстань, что спишь?» — чтобы была она намоленной, не пустой, чуждой духа праздности. В нашей общей великопостной молитве мы часто повторяем: «Помилуй нас, Боже, помилуй нас». И чем больше, с чем большим сердечным сокрушением мы будем повторять эти слова, тем скорее наша душа освятится, как и этот храм — станет намоленной.
Во все время в процессе молитвы особую роль играло монашество. Наш Спасский монастырь основывался более трех с половиной веков назад — и тогда это был не центр города, а окраина. Монахи, которые здесь трудились, изначально были отшельниками. Это так похоже на появление монашества как такового. Монашество изначально зародилось в палестинских и египетских пустынях, как уход от суетного и греховного мира отшельников. Ничто не должно мешать всматриваться в душу свою.
А когда Римская империя признала христианскую веру государственной, монахи уже не уходили, а оставались в центре жизни, чтобы освящать ее молитвой — как и наш монастырь. Ведь молитвы его насельников при вашей поддержке освящают весь город и живущих здесь, выполняют роль духовного центра и источника Божией милости.
Желаю братии в единении молитвы и любви явили должный пример, который всегда являли монахи верующим. Не случайно преподобный Иоанн Лествичник писал, что свет мирянам — монахи, а свет монахам — ангельское житие. Будьте для всех людей, видящих вас, светом, отражающим Божественный свет.