Первопроходцы
Первые апостолы
Эра Иннокентия Вениаминова
Первый епископ Якутии
Якутская епархия и ее святители
Плоды просвещения
Безвременье
Возрождение
Новые перспективы
Первопроходцы
За спиной – тесовый пыльный город.
Коч в затоне ладят казаки.
А с крутого Ленского угора
Женщина глядит из-под руки.
……………………………..
Где ей знать, откуда бедной ведать,
Что Дежнёв ещё на полпути,
Что через снега, шторма и беды
Будет двадцать лет он к ней идти.
Но однажды ей протянет руки
И обнимет крепко, не дыша.
Только вот сгоревшая в разлуке
Не воскреснет заново душа.
………………………………
И о верности подруги милой
Будет всем рассказывать окрест
Над простой якутскою могилой
Русский православный светлый крест.
Владимир Фёдоров. Абакаяда
В 1640 г., перед уходом в свой знаменитый поход на восток, Семён Дежнёв обвенчался в Якутске с местной красавицей Абакаядой. Именно так впервые начали принимать крещение якуты – создавались смешанные семьи, рождались дети, и «русский» Бог становился своим для них.
Первые отряды промышленника Пантелея Пянды, казаков Василия Бугора, Антона Добрынского, Мартына Васильева, Ивана Галкина и других побывали на Лене уже в 20-х годах XVII века. Однако датой вхождения Якутии в состав России принято считать 1632 год, когда енисейский казачий сотник Пётр Бекетов основал на правом берегу реки Лены острог и отправил царю челобитную: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я с служилыми людьми на Лене острог для государева величества в дальней окраине и для государева ясачного збору и для приезду якуцких людей. А преж тово на Лене реке и в якуцкой земле государева острогу не бывало нигде».
Конечно, всякое случалось в совместной нашей истории – и кровавые стычки, и обман, и вероломство. Но именно потому, что были казаки-первопроходцы православными и не представляли жизни своей без Бога, именно потому, что монахи и священники напоминали своим чадам о милости и любви, присоединение территорий и народов, их населяющих, происходило большей частью мирно, а самое главное, в мире протекала долгая совместная жизнь.
Первый архиерей возрождённой в наши дни Якутской епархии архиепископ Герман (Моралин) писал: «Я думаю, совершенно неверно оценивать Православие как часть колониальной политики царизма. Важно понять, что христианское просвещение было естественным желанием православного царя, деятелей Церкви, многих (конечно, отнюдь не всех) чиновников, промышленников, купцов, всей душой верующих в Бога, – желанием, чтобы народы, которые входили в государство Российское, не пропали во тьме идолопоклонства, чтобы они приобщились к христианской вере… Освоение якутских земель и духовное просвещение народов, их населяющих, шло нераздельно. Это были как бы две параллели».
А епископ Якутский Зосима (Давыдов) подчёркивал: «Русские поселенцы, пришедшие вслед за казаками, не были «штатными» миссионерами». Да и царское правительство в XVII – начале XVIII века не ставило задачи распространения христианства среди населения Якутии. Просто люди русские не могли жить без Бога и Его служителей. Именно поэтому, когда в 1638 г. царское правительство учредило в Якутском остроге самостоятельное воеводство, было решено послать туда священников, «…чтобы на Лене реке без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали». В церковно-административном отношении воеводство было приписано к учреждённой в 1620 г. Тобольской епархии, в состав которой входила вся территория Сибири.
В 1641 г., вместе с первыми якутскими воеводами – стольниками П.П.Головиным и М.Б.Глебовым, в Ленский острог прибыли два иеромонаха, два женатых священника и соборный диакон. От Тобольского митрополита они получили антиминс и строгий наказ: «А буде кто из ясачных людей похочет креститца своею волею и тех людей велети крестить, сыскав про них допряма, что своею-ли волею они хотят креститца, а крестя, устраивать их в государеву службу.., а будет кто из них женского полу, жонки или девки похотят крестица, и тех женок и девок велеть крестить и выдать замуж за новокрещенного ж и за русских служилых людей».
Летом 1643 г. воевода Головин построил новый Якутский острог, который сразу же приобрел значение административного и церковного центра в уезде. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы – в честь Святой Троицы и во имя преподобного Михаила Малеина. Теперь уже сюда присылались из Тобольска священники для совершения служб и приходили местные жители, желающие принять крещение.
Важным церковным событием стало строительство в 1663 г. (1664 г.) в Якутске Спасского мужского монастыря – первого на северо-востоке азиатской территории Русского государства. (Сегодня на его месте находится Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера имени Е.Ярославского). Монастырь на многие годы стал основным очагом духовной, культурной и хозяйственной жизни в Восточной Сибири. Его братия, кроме совершения служб и треб, занималась распространением азов православной веры и грамотности среди местного населения. А с основанием около 1700 г. «пришельцами из разных мест России» Спасской церкви в Зашиверске было «положено твёрдое начало христианского просвещения среди инородцев, населяющих северо-восточный угол Сибири» – юкагиров, эвенов.
Первые апостолы
Оживление миссионерской деятельности в Сибири начинается с назначением на митрополичью кафедру в Тобольске Филофея (Лещинского) (1702-1711; 1715-1721). В 1705 г. он посылает архимандрита Мартиниана «на заморские реки для проповеди слова Божия и исполнения церковных потреб». Однако значительная отдаленность Якутского уезда от Тобольска, а главное, суровый климат очень затрудняли миссионерскую работу. Поэтому в 1725 г. Святейший Синод принял решение об открытии при Тобольской епархии Иркутского викариатства, в состав которого с 1731 г. вошли якутские церкви.
Теперь процесс христианизации местных народов пошёл быстрее, тем более что иркутские святители стали посещать якутскую паству. В 1735 г. Якутск впервые увидел у себя архиерея, иркутского епископа Иннокентия II (Неруновича). Во второй свой приезд Владыка Иннокентий жил в якутском крае с 1741 по 1744 г. и успел сделать многое – направлял миссионеров, строил и освящал церкви, крестил инородцев.
Преосвященный Иннокентий в инструкции назначенному в Якутск архимандриту Нафанаилу рекомендовал обучать грамоте детей местного духовенства. И уже в первой школе, открытой им в 1734 г., кроме трёх сыновей священников и причетников обучалось 6 мальчиков из новокрещеных якутов. В 40-х гг. XVIII в. в Якутии начали работать походные передвижные церковные школы.
Для улучшения миссионерской работы в 1764 г. Синодом была учреждена для Якутского края особая должность «веропроводника», которую занимали сначала священник Григорий Ноговоцын, затем его брат о.Гавриил – ревностные и неутомимые проповедники Слова Божия.
В этот период наряду с умножением числа новокрещённых появляются новые приходы и церкви, причём всё чаще они возводятся по просьбе, а порой и на средства местного населения. К концу XVIII в. в Якутском крае значится, кроме Спасского монастыря, 15 церквей. «Христианство уже не делается чуждым и враждебным… новое поколение, родившееся от христиан родителей, уже значительно свыклось с ним… вообще заметна значительная «христианизация», – пишет историк Г.Попов.
Однако общая бедность населения и кочевой образ жизни не способствовали быстрому появлению приходов. Согласно Экстракту «о числе церквей Якутского заказа и приписанного к ним населения» за 1806 г., в крае действовало всего 19 храмов, 5 из них – в Якутске. Священники были вынуждены обслуживать огромные районы с большим количеством жителей, проезжая иногда по 300 – 700 вёрст.
1 января 1801 г. на основании указа императора Павла I архимандритом Нифонтом при Спасском монастыре была учреждена духовная школа, которая должна была, по мнению Синода, послужить «к образованию и утверждению тамошних народов в законе христианском» чрез «обучение христианскому закону якутского юношества». Преподавались русская грамматика, чтение, писание, катехизис, священная история и краткое нравственное наставление «о должностях верноподданного». Предполагается, что эта школа существовала непрерывно до открытия духовного училища в 1819 г. Из 30 первых её учеников 20 были якуты. В 1818 г. она была преобразована в Якутское духовное училище.
Православные священники не только создают школы, способствуют распространению грамотности, занимаются просвещением, но и предпринимают попытки создания якутского алфавита и перевода духовной литературы на язык, не имевший письменности. В 1812 г. в Иркутске была издана первая религиозная книга на якутском языке «Молитвы. Символ веры и заповеди Божьи: начатки вероучения». В 1819 г. Георгий Попов, священник Олёкминской Спасской церкви впервые составил якутский алфавит на русской основе и опубликовал в книжке «Сокращенный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому, переведённый на якутский язык, с приложением впереди таблицы для складов и чтения гражданской печати». Через двадцать лет при ходатайстве архиепископа Нила (Исааковича), архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского были изданы «Краткий катехизис» и Евангелия от Матфея в переводе священника Михаила Охлопкова.
В 1838 г. с назначением на иркутскую кафедру преосвященного Нила начинается новое оживление миссионерской деятельности. В 1844 г. по его представлению Святейший Синод благословил учреждение в Якутской области двух походных храмов для удобства крещения и обслуживания коренных жителей в отдалённых северных округах. Были сооружены специальные тележки, на которых разместились Николаевская и Благовещенская походные церкви. Одну из них возглавил тогда молодой священник Димитрий Хитров. Он вспоминал: «По нескольку месяцев кряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих полярных морозах, отчего некоторые из нас – священников – преждевременно сходили в могилу, другие, страдая несколько лет от цинги, до конца расстроили свое здоровье».
Эра Иннокентия Вениаминова
27 августа 1852 г. по определению Святейшего Синода Якутская область отошла к Камчатской епархии, возглавлял которую известный архиепископ, просветитель народов Аляски, Америки и Камчатки — Иннокентий (Вениаминов). С его именем связан качественно новый подход к христианизации народов Якутии. Владыка перенёс свою архиерейскую кафедру в г. Якутск. В сентябре 1853 г. он поселился в Спасском монастыре и стал его настоятелем.
На новом месте святитель предпринимает поистине титаническую деятельность. Он созидает новыехрамы, открывает и благоустраивает приходы, занимается призрением сирот, создаёт церковно-приходские школы. В 1858 г. переводит в Якутск из Новоархангельска духовную семинарию, ректором которой становится протоиерей Димитрий Хитров. Семинария, правда, просуществовала только до 1874 г., когда по указу Святейшего Синода была переведена в г. Благовещенск, но воспитала целое поколение молодых и ревностных священников-миссионеров.
Святитель Иннокентий создал и возглавил комитет по переводу священных и богослужебных книг на языки народов Якутии, результатом деятельности которого стало издание на якутском языке «Священного Евангелия», «Апостола с книгою Бытия», «Божественной Литургии святого Иоанна Златоуста» и др.
19 июля 1859 г. в Троицком кафедральном соборе впервые состоялась Божественная литургия на якутском языке. Евангелие на якутском языке читал сам святитель Иннокентий. Один из очевидцев записал: «С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев… Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно всё богослужение, казались удивительными для самих якутов… Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили Владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своём родном языке».
В январе 1858 г. указом Святейшего Синода кафедра правящего архиерея Камчатской, Курильской и Алеутской епархии была перенесена в г. Благовещенск-на-Амуре. В Якутске и в Новоархангельске (Аляска) были созданы викариатства.
Первый епископ Якутии
В 1867 г. Якутским викарием стал ректор Якутской духовной семинарии, протоиерей Димитрий Хитров, постриженный в монашество с именем Дионисий. Высокопреосвященный Иннокентий охарактеризовал перед Синодом своего ближайшего помощника и друга как человека, который «опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана».
Святитель понимал, что для удобства миссионерского дела Якутия должна быть самостоятельной епархией. В ответ на его многократные прошения в конце 1869 г. был издан царский указ об учреждении Якутско-Вилюйской епархии. 29 марта 1870 г. в г. Якутске состоялось её торжественное открытие. Первым епископом стал Владыка Дионисий (Хитров).
Преосвященный Дионисий 43 года, с 1841 по 1883 прослужил Богу и людям на Якутской земле. Он исходил всю её вдоль и попёрек своими ногами, объездил на собаках, оленях, лошадях; в утлых лодках пускался в плавание по рекам и Ледовитому океану, каждый год совершая путь до 10 тысяч вёрст. Лютыми зимами в 40-градусные морозы спал на снегу, под открытым небом, замерзал, проваливался в снег, блуждал в тундре, подвергая себя смертельной опасности; изнывал от жары и гнуса летом; падал, питаясь во время постов одними ржаными сухарями и по целым дням, не присев, принимая исповеди.
Под руководством о. Димитрия Хитрова переводческий комитет подготовил и издал в московской Синодальной типографии 9 книг на якутском языке, в том числе «Священное Евангелие на якутском языке» (все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса), «Краткая грамматика якутского языка, составленная протоиреем Д. Хитровым», две книги из Ветхого Завета – Бытие и Псалтирь, богослужебные книги, знаменитую книгу святителя Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное», а также 2 книги на тунгусском (эвенкийском) языке.
Он создал много новых приходов, возвёл множество храмов и часовен, открыл библиотеки и церковно-приходские школы, духовную консисторию и епархиальный комитет миссионерского братства. Заботился о просвещении якутян и в духовных училищах, и в духовной семинарии, сам в ней преподавал. Участвовал в общественных комитетах – народного здравия, статистическом, попечительства и др. Доставлял климатические и этнографические сведения в Императорское географическое общество. Проявлял мудрую рассудительность в административно-церковном управлении. Неусыпно заботился о вдовах и сиротах.
Владыку Дионисия любили все жители Якутии, особенно коренные народы, с ним стремились лично познакомиться иностранные гости, наслышанные о подвигах епископа Русской Православной Церкви.
Якутская епархия и ее святители
Вторым епископом Якутской епархии в 1883 г. стал также незаурядный человек – Иаков (Домский), прослуживший в Якутске до самой смерти. Он согласился принять архиерейскую кафедру в 60-летнем возрасте. Оставив заслуженную, покойную монастырскую жизнь в центре России, преосвященный Иаков сумел развернуть колоссальную деятельность в суровом северном крае.
Он добился открытия в Якутске новой семинарии, миссионерской школы с пансионом при Спасском монастыре, женского епархиального училища, готовившего учительниц для сельских приходских школ. Значительно расширилась и сеть церковно-приходских школ. Епископ Иаков продолжил деятельность по переводу и изданию церковной литературы на якутском языке. В конце 80-х – начале 90-х годов вышло в свет более 40 книг богослужебного, нравственного и учебного содержания, в том числе труды протоиерея Димитриана Попова, одного из создателей словаря якутского языка. Многие годы о.Димитриан записывал якутские слова, пословицы, сказки, которые безвозмездно передал ссыльному студенту Эдуарду Пекарскому.
Трудами епископа Иакова начала выходить первая газета «Якутские епархиальные ведомости». В начале 1886 г. по его ходатайству перед губернатором в Якутске была открыта первая городская публичная библиотека-читальня, он организовал работу по сбору для неё книг и пожертвовал личные средства на подписку и приобретение литературы, а также выплату жалования библиотекарю.
Преосвященный епископ Иаков скончался 27 мая (9 июня, по н.с.) 1889 г. и был погребён в Вознесенской деревянной церкви Спасского монастыря. В 1917 г. она сгорела до основания.
14 декабря 1999 г. при проведении земляных работ мощи Владыки Иакова были обретены нетленными и перенесены в Никольский храм, где и покоятся ныне. Удивительно, но и через 110 лет после захоронения, хотя крышка гроба была повреждена, тело его полностью сохранилось. Целыми оказались даже одежда, Евангелие, крест и записочка с разрешительной молитвой, в которой было вписано имя священника, отпевавшего епископа. Причём вечная мерзлота никак не могла способствовать консервации, поскольку гроб с телом Владыки находился под полом отапливаемого помещения и был зарыт неглубоко, а значит, всё это время он то оттаивал, то снова замерзал.
12 декабря 2009 г. Владыка Зосима с духовенством города совершили переоблачение мощей епископа Иакова (Домского), первого архиерея, похороненного в Якутии.
Епископы-подвижники Дионисий и Иаков пока не прославлены нашей Церковью, а вот их последователь епископ Мелетий (Якимов) 15 июня 2003 г. был причислен к лику местночтимых святых Якутской и Рязанской епархий.
Святитель получил назначение на Якутскую кафедру в 1889 году. Как только установилась зимняя дорога, он начал знакомство со своей епархией, преодолевая по несколько тысяч вёрст на лошадях, собаках и оленях. Епископ Мелетий заботился о постройке храмов и часовен, находя для этого благотворителей. В течение пяти лет им было освящено 14 новых церквей. Он учредил в Якутске церковное братство во имя Христа Спасителя. В 1892 г. для женского епархиального училища им было построено новое здание с домовой церковью св. мц. Веры, Надежды, Любови и Софии. При участии епископа в Якутске открылся областной музей.
Особо Владыку волновала судьба прокажённых, живущих в далёкой тайге изолированно ото всех. В российских газетах появились статьи, в которых сердобольный архипастырь яркими красками описывал судьбу несчастных страдальцев. Его стараниями при колонии прокажённых под Вилюйском была построена церковь во имя св. вмц. Пантелеимона. Владыка лично доставил прокажённым икону целителя Пантелеимона, освящённую на его святых мощах и привезённую с Афона.
Во время служения святителя Мелетия в Якутии неоднократно были замечены случаи благодатной помощи Божией и исцелений по его молитвам и благословению.
Плоды просвещения
Роль православного духовенства в развитии культуры, образовании, просвещении народов Якутии просто неоценимы. Священники многие годы оставались самыми образованными людьми в улусах. Некоторые из них были врачами, учёными, занимались лингвистикой, этнографией, вели естественно-научные наблюдения, участвовали в научных экспедициях.
Деятельность Православной Церкви имела решающее значение в создании системы народного образования в крае. Причём просвещение касалось не только области религиозной и, что важно, было одинаковым для детей всех национальностей. Так, в открывшейся в 1812 г. в Олекминске духовной школе (в которую приняли 6 русских и 10 якутов) в программу были введены закон Божий и нравоучение, чтение, письмо, арифметика, «наставления об обязанностях человека и гражданина», грамматика, правописание, география, а кроме того, читалась книга «Краткое наставление о сельском домоводстве, о произведениях природы, о строении человеческого тела и средствах сохранения здоровья». А о.Димитриан Попов в своей первой в улусе частной бесплатной школе для одарённых детей (в с. Ытык-Кюёле) учил русскому и якутскому языкам, арифметике и Слову Божию.
В 1899/1900 учебном году действовали 49 церковно-приходских школ и 21 школа грамоты, пятиклассное женское епархиальное училище и воскресная школа в Якутске, образцовая школа при семинарии и школа грамоты при епархиальном училище. К концу XIX в. в церковно-приходских школах получала образование будущая элита якутского народа.
Православие способствовало углублению хозяйственных связей русского и коренных народов края. Духовенство помогало развитию новой прогрессивной отрасли экономики Якутии – земледелия.
Трудно переоценить роль православного священства в деле создания якутского литературного языка. По существу, якутская литература (как и русская) стала побочным продуктом христианской проповеди. Так же, как и славяне, народы Якутии не имели грамматики. Так же, как и в России, в Якутии письменность была создана ради того, чтобы донести до людей Слово Божие на их родном языке. Благодаря появлению якутского письма и распространению его через систему церковно-приходских школ был сохранён древний якутский эпос Олонхо, фольклорные, исторические, этнографические сведения. Была заложена основа для появления национальной литературы.
Многие считают, что народы Якутии приняли Православие только поверхностно, что не хватило 2-3 поколений для их реальной, глубокой христианизации. Другие утверждают, что якуты в такой исторически (почти беспрецедентно) кратчайший срок успели стать православным народом. Бесспорно одно: Христос вошёл в сердца, сознание и быт многих и многих северян. Во всяком случае, Православие стало тем духовным фундаментом, на котором выстраивалась совместная жизнь разных народов, населяющих Якутию, – оно роднило и примиряло.
Прибывший в 1911 г. к месту нового служения епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (Заборовский) вспоминал впоследствии: «Меня поразила вера якутов во Христа. Во всех главных моментах своей жизни якут звал священника и просил его молитвы…» В 1916 г. якутский лингвист С.А.Новгородов писал: «Заветы старины, хотя не очень упорно, но всё же продолжают жить с Православием… В результате пастырских попечений якутская масса фанатично верит в существование Бога, называя его по старому Тангара айыы, Айыы тойоном».
Безвременье
Однако в начале XX в. в Якутию из России вместе с ссыльными стали проникать новые веяния. К началу революции 1917 г. население области в своём большинстве было православным, хотя и сохраняло народные традиции и обряды, но атеистические и антицерковные настроения и идеи проникали в народ и распространялись, особенно в среде якутской и русской интеллигенции.
После Октябрьской революции в результате широкой атеистической работы в республике было разрушено практически всё, что с таким трудом насадили православные миссионеры и священники. Все храмы и духовные учебные заведения были ликвидированы. В 1939 г. в Якутске закрыли последний православный храм на северо-востоке России – Николаевскую церковь.
Но никогда в Якутии не было такого большого количества священников и архиереев, как в годы репрессий. Сюда ссылали за веру исповедников Христовых, ни количества, ни имён которых мы сегодня не знаем в полноте. Республика стала Голгофой для сотен священнослужителей и мирян-исповедников. Как говорит епископ Якутский и Ленский Зосима, «Колыма – антиминс России. Здесь вся земля пропитана кровью новомучеников».
В 1970-х годах в ЯАССР официально верующих насчитывалось всего около 200 человек. Внешняя духовная жизнь в республике, казалось, окончательно умерла.
Возрождение
Началом возрождения Православия в республике следует считать 1983 г., когда благодаря усилиям верующих г. Якутска Совет по делам религии при Совете Министров СССР принял решение о регистрации прихода в г. Якутске. Им стал первый молитвенный дом во имя святителя Николая Чудотворца. Затем появились молитвенные дома в городах Олёкминске и Нерюнгри.
Решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода Русской Православной Церкви от 23 февраля 1993 г. Якутско-Вилюйская епархия была восстановлена, и её первым епископом стал Преосвященный Герман (Моралин).
Владыка Герман вспоминает о начале своего служения: «Мы поехали в скромную деревянную церковь на ул. Ушакова. Я обрадовался тому, что есть храм, хотя он был, конечно, очень бедный и запущенный – скромные иконки, отсутствие иконостаса, бедные облачения. Но я был утешен тем, что вошёл в алтарь: престол есть, принадлежности для совершения Литургии есть, несколько человек певчих стояли на клиросе, священник начал совершать службу. А вечером в этот же день я уже сам приступил к богослужению. Служить стал ежедневно утром и вечером…»
В церковной лавочке не было никаких духовных книг, на руки выдавали по две свечки, даже крестиков для крещения не было. На первое время в помощь Владыке Святейший дал трёх монахов из Троице-Сергиевой Лавры и диакона из Данилова монастыря. Они потрудились у нас два-три месяца. А потом к нему в Якутск стали приезжать люди из других городов, посёлков республики, начали звонить, писать, говорить, что тоже хотят иметь у себя храмы, ждут приезда епископа, хотят организовать общины. Это было трудно, ведь в конце 1993 – начале 1994 года в Якутской епархии был всего один священнослужитель – епископ Герман. Владыка вспоминает: «Я служил практически в одном лице – был и за епископа, и за священника, и за диакона, и за завхоза, сам пел, сам читал, сам убирался в алтаре». Тем не менее, он сразу же начал путешествовать по епархии. Совершал богослужения, крестил, встречался с людьми, создал епархиальное управление, организовал архиерейский хор.
14 сентября 1993 г. состоялся визит в Якутск Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по пути на Аляску. А в июле 1996 г. Святейший побывал в столице алмазного края г. Мирный, где освятил памятную плиту, которую заложили в основание храма, фабрику в Айхале и посетил храм в Удачном. Это было огромным событием для сотен верующих по всей епархии. Теперь Предстоятеля РПЦ ждут в Якутии уже тысячи православных христиан.
В 2000 г. Владыка Герман создал катехизаторский, молодёжный, социальный и военный отделы. А 19 августа 2001 г. начал свою работу миссионерский отдел. Епископ Якутский и Ленский тщательно подбирал себе соратников, стараясь рукополагать большей частью тех людей, которые или родились, или уже давно жили в Якутии, в которых видел веру, ревность о Господе, любовь к ближним и желание служить Богу и людям. Большинство из них получало духовное образование параллельно со служением. Владыка находил средства на миссионерские поездки, вникал во все трудности, возникающие в разных улусах Якутии, расспрашивая пастырей о подробностях их путешествий и общения с людьми.
Постепенно под руководством епископа Германа начали возводиться и восстанавливаться храмы – в Якутске, Нерюнгри, Мирном, Алдане… За одиннадцать с половиной лет его служения, благодаря поддержке президента, правительства, АК «АЛРОСА» и других предприятий открылось 24 храма и молитвенных дома, было начато строительство новых церквей, создано 50 приходов.
В 1996 г. в республике открылся первый женский (и пока единственный) Покровский монастырь, в котором сегодня подвизаются 4 монахини, 7 инокинь, 6 послушниц во главе с настоятельницей игуменией Архелаей (Бияновой).
Большое значение архиепископ Герман придавал распространению Слова Божия на якутском языке. Он открыл курсы якутского языка для священнослужителей. На службах стали произносить отдельные молитвы и возгласы по-якутски, а по мере того, как на современный якутский язык переводился Новый Завет, в храмах по-якутски всё чаще читались Евангелие и Апостол.
Владыка возглавил деятельность коллектива, осуществляющего якутский проект Института перевода Библии. Как сказал литературный редактор нового перевода Евангелия, народный писатель Якутии Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон: «Новые переводчики прошли по мосту, построенному первопроходцами – отцами-подвижниками, и, переняв традицию бережного отношения к тексту, продолжили путь». Почти двенадцатилетняя работа переводчиков М.Е.Алексеевой, А.Е.Шапошниковой, богословского редактора Саргыланы Леонтьевой, филологического редактора, доктора филологических наук Н.Н.Ефремова, и наконец, самого Суорун Омоллоона, согласившегося работать над переводом по личной просьбе архиепископа Германа, завершилась в конце 2004 г. изданием в Москве прекрасно оформленной книги, снабжённой комментариями.
В августе 2004 г. архиепископ Герман уехал из полюбившегося края, чтобы возглавить Курскую и Рыльскую кафедру.
Новые перспективы
Новый епископ Якутский Зосима (Давыдов) не только продолжил всё, начатое первым архиереем – строительство храмов, создание общин, издательскую деятельность, но добавил жизни епархии новые краски.
Как и его благочестивые предшественники, Владыка много путешествовал, встречаясь с местной администрацией, духовенством, прихожанами, представителями СМИ. Ведь до сих пор в некоторых населённых пунктах люди вообще никогда не видели епископа. Можно представить, с каким нетерпением ждали верующие правящего архиерея! Так Преосвященный Зосима посетил г.Нюрба, в котором епископ был последний раз в 1909 г.
Последние четыре года в епархии организовывались миссионерские путешествия по реке Лене, в которых принимали участие хор Калужской духовной семинарии, студенты Свято-Тихоновского университета и прихожане Татианинского храма при МГУ.
В первой такой поездке в августе 2006 г. группа священнослужителей, калужские семинаристы и якутские деятели культуры (всего 27 человек) во главе с епископом Якутским и Ленским Зосимой провезли от столицы республики до низовьев Лены частицу мощей свт. Николая. «Мы везли мощи любимого святого народов Якутии, – рассказывал Владыка, – и это был своеобразный крестный ход, точнее, продолжение того крестного хода, который был официально объявлен епархией год назад, а завершился в заполярном посёлке Тикси. Мы как бы показали святителю Николаю нашу республику». Тогда в Тикси был освящён самый северный храм России, находящийся за Полярным кругом.
А в 2007 г. епископ Зосима возглавил миссионерский сплав с верховьев Лены, от станции Осетрово до Тикси с частицей мощей свт. Иннокентия Московского, в котором приняли участие духовенство епархии, учащиеся Свято-Тихоновского гуманитарного университета и прихожане.
Летом 2008 года по республике прошёл Всероссийский Крестный ход, предпринятый в рамках программы «Под Звездой Богородицы». 30 июня после Божественной Литургии священнослужители и миряне во главе с правящим архиереем Якутской епархии епископом Зосимой двинулись от кафедрального Преображенского собора к Никольскому храму. В руках они держали не только свои хоругви, иконы, ковчежцы с мощами, но и святыни, специально переданные московскими храмами для участия в этом Крестном ходе – образ Казанской иконы Божией Матери, крест-мощевик с частью ризы Пресвятой Богородицы, икону Божией Матери «Живоносный источник», Священное Писание, принадлежавшее царю-мученику Николаю II, икону преподобного Германа Аляскинского с частицей его святых мощей.
Крестоходы побывали со святынями в ближайших к столице населённых пунктах, а затем посетили Южную Якутию. Разумеется, большие расстояния приходилось преодолевать на автобусах, поскольку дороги в крае такие, что по ним с трудом пробираются автомобили. Поездки были тяжёлыми, но впечатления у путешественников остались самые светлые. Например, Галину Козловскую, повара епархиального управления, потрясла встреча на пути из Покровска в Мохсоголлох: «По благословению священника Алексия Зарубина святыни были розданы по автобусам, чтобы каждый мог подержать их в руках и, не спеша, помолиться. К нам в автобус села пожилая женщина-якутка с чистыми добрыми глазами. Она сетовала на то, как тяжело без священника, а когда ей подали ковчежец с частичкой мощей преподобного Серафима Саровского, долго всматривалась в лик святого, что-то шепча, а затем подняла святыню, повернула её к окну и сказала: «Смотри, Серафим, это наш лес, здесь мы собираем ягоды, грибы. У нас хороший лес! Здесь косим сено для животных. Травы у нас душистые! А в этом озере ловим рыбу. Смотри, смотри, как у нас хорошо!»
Обозреватель журнала «Фома» Алла Митрофанова, принявшая участие в Крестном ходе по югу Якутии, рассказала: «Более всего меня поразили два момента. Первый – якутские дороги. Я поняла: когда говорят, что в Якутии нет дорог, но есть направления, – это не пустые слова. 500 километров от Якутска до Алдана мы преодолели за… 17 часов. С такой скоростью двигались, наверное, в преддверии ХХ века на гужевом транспорте. Вспученная дорога, пыль, камни, ямы, рытвины… Я попыталась представить, как святитель Иннокентий Московский, просветитель Якутии, или преосвященный Дионисий передвигались по этим местам в любое время года, вне зависимости от направления ветра, количества осадков и комаров… Второй момент – искренняя, живая, горячая вера в Якутии. Как люди ждали, как встречали святыни! Порою мы выбивались из графика на 3-4 часа, приезжали глубокой ночью. И верующие не расходились по домам. Стояли на ветру, под дождём…»
Многообразную деятельность миссионерского отдела сегодня возглавляет настоятель Градоякутского Преображенского кафедрального собора иерей Сергий Клинцов, который совершая дальние путешествия по якутским приходам, старается запечатлеть красоту природы, церкви, людей на фотоаппарат. Его снимки украшают не только газету «Логос» и её дайджест, но даже центральные издания. Священник Никольского храма столицы Михаил Павлов миссионерствует не только на Колыме и в Верхоянье, но, возглавляя военный отдел, он вместе с другими священнослужителями активно работает и с вооружёнными силами, и в исправительных учреждениях, с заключёнными. Примером социального служения для всех является водитель архиерея Анна Васильевна Кудряшова. Работу с казачеством ведёт полковой священник общественной организации «Якутский казачий полк» благочинный центрального округа протоиерей Алексей Зарубин.
По благословению нового правящего архиерея стали проводиться ежегодные епархиальные собрания, которые дают возможность духовенству встретиться и познакомиться с новыми членами клира, что довольно трудно из-за больших расстояний, их разделяющих.
При каждом храме действуют воскресные школы, проходит катехизаторская работа среди населения. В г. Мирный иеромонах Серафим (Рошка) открыл первую в республике православную гимназию. В Якутске под руководством иеродиакона Мелетия Ткаченко действует молодёжный центр им. свт. Иннокентия.
В августе 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха в Якутске было воссоздано духовное училище. Пока целью училища является воцерковление якутян, поскольку некоторые из них и священника-то в своей жизни видели раз-два в жизни.
В 2009 г. в Институте перевода Библии вышла Псалтирь на якутском языке. Епископ Зосима планировал не просто продолжить переводческую и издательскую деятельность (к слову сказать, в епархии был учреждён свой издательский отдел): «Хотелось бы, конечно, создать комитет по переводу, как во времена свт. Иннокентия, – говорил Владыка. – ИПБ занимается многими другими переводами, и работа движется крайне медленно, а нам уже сейчас необходим требник на якутском языке и другие книги: каноны, акафисты. Недавно был издан акафист свт. Николаю на якутском. Эта книга, несмотря на большой тираж, буквально сразу исчезла, потому что свт. Николай очень почитаем и любим в народе и каждому хочется помолиться ему на родном языке. И безусловно придётся учитывать тот путь, которым прошли древние переводчики, их ошибки. Надо, чтобы их труды вдохновили современных учёных, носителей якутского языка, с тем, чтобы адаптировать и донести красоту богослужебного текста и православного богослужения до современных жителей Якутии».
С 2005 г. в Якутске стали регулярно проходить Рождественские чтения, на которых обсуждались вопросы возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей в современном обществе.
Огромным событием для верующих стало присутствие 6 января 2006 г. на Всенощном бдении в Преображенском кафедральном соборе Президента РФ В.В.Путина. Находясь с рабочим визитом в г.Якутске, Владимир Владимирович посетил храм, принял участие в полиелее, по окончании помазания Владыка Зосима пригласил Президента в алтарь, где ему в присутствии Президента РС(Я) В.А.Штырова была подарена икона Господа Вседержителя, выполненная из кости в г. Айхале местным умельцем.
При Владыке Зосиме продолжилось строительство новых и восстановление старых храмов. При нём было построено 14 новых церквей. В 2009 г. были открыты церкви в Нюрбе и Айхале. В 2010 г. намечается окончание строительства комплекса зданий духовно-просветительского центра на территории Богородицкого храма в г. Якутске, открытие храма в Беркаките.
Безвременная кончина Преосвященного епископа Зосимы 9 мая 2010 г. сплотила верующих и сочувствующих Православной Церкви людей. Похороны архиерея, пожелавшего быть захороненным в своей епархии, за алтарём Градоякутского Преображенского кафедрального собора, вылились в торжество Православия на Якутской земле. Проводить в последний путь своего соратника приехали архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, архиепископ Хабаровский Марк, епископ Дмитровский Александр, духовные чада Владыки Зосимы из Москвы. Память новопреставленного епископа пришли почтить тогдашний Президент РС (Я), Анатолий Штыров, члены правительства республики, руководство мэрии и сотни горожан.
Сегодня Православие в республике Саха (Якутия) не только возрождается, но и приобретает новое значение. Теперь перед Церковью не стоят уже задачи по распространению грамотности или здорового образа жизни. В мире, перевёрнутом информационной революцией особое значение приобретает цель собственно духовная – спасение души человеческой. Церковь отстаивает в меру сил нравственную чистоту общества, проповедуя любовь и высочайшие христианские нравственные идеалы. Она объединяет людей разных национальностей, играя в обществе стабилизирующую роль духовной скрепы.