VI православный съезд молодежи Якутии значительно отличается от епархиальных мероприятий прошлых лет. Во-первых, он проходит в двух городах – первые мероприятия прошли в Якутске, затем форум продолжится в Нерюнгри. Во-вторых, существенно расширилась тематика встреч.
Новый гость епархии говорит на темы не только нецерковные, но, казалось бы, и вовсе «бездуховные». Дмитрий Судаков – ведущий образовательных программ Московской школы управления «Сколково», ведущий эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (Skills TechnologyForesight, совместно с Международной организацией труда), руководитель проекта «Атлас новых профессий» и направления Future Skills (WorldSkills Russia). Встреча с ним по благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа состоялась 18 февраля в стенах Якутской духовной семинарии с участием преподавателей и студентов семинарии, а также преподавателей и студентов кафедры философии и института психологии СВФУ. Круглый стол «Вызов будущего: что нас делает людьми?» стал событием в своем роде уникальным. Модератором дискуссии выступила руководитель епархиального отдела по культуре Александра Попович.
*
Дмитрий Судаков говорит о вещах одновременно очевидных и сложных. Например: мир постоянно и необратимо меняется. Меняются социальные нормы – если еще полвека или век назад в брак вступали в 16-18 лет, детей рожали в 18-20, то в наше время возраст обзаведения семьей отодвигается до 30-40. Скорость проникновения технологии в жизнь человека и общества постоянно растет: электричество, радио, телевидение, интернет, мобильная связь, технологии дополненной реальности (хотя бы на примере игр, типа PokemonGo) – каждый следующий шаг делается быстрее предыдущего.
В сфере производства мир все более прозрачен, границ практически не существует. Банку шоколадной пасты производят в разных концах света: в Африке собирают какао-бобы, в Малайзии делают пальмовое масло, в Америке – ванилин. В производство одного самолета вовлечены, от инженера до уборщицы, пол-миллиона человек по всему миру, — напомнил Дмитрий. Границы удерживаются политическими методами, но уже сейчас это делается все более неумело.
«Мы справимся? – задается вопросом гость. – В истории были случаи, когда люди не справлялись со своими технологиями. Римляне были хорошими инженерами. Произведенные ими изделия функционировали на протяжении жизни поколений. Когда через два поколения этим механизмам был необходим ремонт, люди уже забывали, как их чинить, как они работают. Таким же образом мы сейчас забыли, как сделать ракету для полета человека на Луну. Ладно, когда понадобиться отправить человека на Луну еще раз – разработаем заново. Ну а если мы забудем, как чинить атомную электростанцию?»
Отказаться от технологий мы уже не можем. На сегодняшний день земля может прокормить 700 миллионов человек, так что без генно-модифицированных продуктов мы не выживем. И в то же время развитие технологий, автоматизация и роботизация приводит к тому, что люди становятся просто не нужны для производства. Да и вообще масса специальностей отмирает. В качестве простейшего примера Дмитрий привел смотрительниц в метро, но в городах без метро точно так же может встать вопрос, нужны ли кондукторы в автобусах, если в них будут установлены турникеты. А ведь это тысячи рабочих мест, занятость и заработная плата для тысяч людей. Таким образом, описанное еще Марксом будущее, в котором у человека появляется время на творческий, созидательный, развивающий его самого труд, становится не таким уж и светлым.
«Что я буду делать в мире роботов?» — как ни странно, этот вопрос, по словам Дмитрия, сегодня задает не человек, а социум. И на него надо искать ответ.
Одновременно с этим никуда не исчезает проблема имущественного неравенства мира – 70% благ принадлежит 0,5% населению, а 3% благ – 70% населения. В школьных учебниках истории так описывается революционная ситуация! Бунта пока нет, — отмечает гость, — потому что эти 70% населения более сыты, чем было в прошлые времена. Но бунт все равно возникает – уже по другим основаниям, более сложным. Оттуда – современные конфликты, в том числе и глобальные.
«Мы должны научиться предотвращать конфликты, включая конфликты с использованием оружия массового поражения, — подчеркивает Дмитрий. – В момент Карибского кризиса мир стоял перед угрозой атомной войны, то есть сокращения населения в десять раз. Тогда для предотвращения катастрофы надо было договориться между собой двум десяткам человек с одной стороны и двум десяткам – с другой. Сегодня технологии становятся доступными огромным массам людей. Уже сейчас террористическая организация ИГИЛ собрать так называемую «грязную бомбу». Договариваться надо уже гораздо большему количеству людей».
Скорости, технологии, мир развлечений, социальные сети, им самим созданная неэкологичная среда – все влияет на человека. В современной ситуации он должен учиться заново, с учетом этих новых реалий, управлять своим вниманием, саморегуляции, развивать эмоциональный интеллект и воспитывать эмпатию.
Стоит ответить, что удивительным образом именно на эти проблемы может ответить Церковь богатством аскетического, нравственного, интеллектуального опыта.
«Мы должны научиться отвечать на вопрос: Кто я такой?» — пожалуй, именно этот тезис стал основной мыслью выступления Дмитрия.
В течение двух часов участники круглого стола пытались решить эту задачу. Критерием «человечности» проректор по воспитательной работе Якутской духовной семинарии иерей Андрей Быков назвал свободу выбора и нравственный закон. Правда, тут же выяснилось, что уже на современном этапе «заложить» нравственный закон, то есть некоторые ограничения, основанные на человеческих представлениях о морали, можно и в искусственный интеллект.
Заведующий кафедрой философии СВФУ А. И. Саввинов отметил опасность потери идентичности в глобальном мире. Этот тезис стал поводом к разговору о глобализме. Что это и как выглядит? Представители учащейся молодежи предлагали разные варианты видения глобального мира: мир с прозрачными финансовыми операциями? мир единой религии?..
Дискуссию не удалось закончить – она оказалась настолько долгой и горячей, что ее пришлось остановить, признав началом большого разговора об уже наступившем будущем, увлекательном и пугающем, и большой совместной работы, задействующей специалистов в самых разных областях. Не последнюю роль в ней сможет играть и Церковь.