12 мая 2017 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Спасском мужском монастыре города Якутска. Его Высокопреосвященству сослужил настоятель игумен Никон (Бачманов) и братия обители. По завершении богослужения было совершено славление святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, перед ковчежцем с частицей его святых мощей.
— Святитель Игнатий оставил своим современникам, верующим века XIX, и нам духовные наставления, в частности, об особенности духовного восхождения для монахов, — напомнил владыка. — Писания святителя Игнатия актуальные до сих пор, ибо все его знания были основаны на изучении древней святоотеческой традиции, осуществленной в собственной его жизни — чистой, добродетельной и богоугодной. Он почитался уже своими современниками, несмотря на то, что принадлежал к дворянскому сословию. Но ни высота положения, ни знатность, ни связи в миру не позволили нарушить его правильный духовный мир и христианский настрой.
Также владыка напомнил о значении монашества в истории Якутии:
— Читая заупокойную молитву и перечисляя имена монахов, которые за более чем трехсотшестидесятилетний период существования монастыря подвизались в нем, я поймал себя на мысли, что большая их часть нам остается неизвестной. Ряд имен мы нашли в летописях и воспоминаниях, да еще знаем самого святителя Иннокентия и епископа Дионисия (Хитрова). В целом же монастырь под руководством отца Никона только восстанавливает имена и жизнеописания подвижников обители.
Несмотря на то, что со временем память об этих людях истерлась, их значение для Якутии — исключительно. Как и все монастыри и монахи они призваны к самому важному и самому трудному деланию: молитве об окружающих людях. Остальное для монаха на втором плане. Ради молитвы люди и идут в монастырь, посвящая ей свою жизнь. Вот и многочисленные насельники Спасского монастыря молились о Якутии и всех ее жителях, и по их молитвам, возможно, многих скорбей и напастей удалось избежать.
Когда-то у одного подвижника спросили, чем занимаются монахи. Он ответил: «Они находятся на страже стен города». В древности город был окружен стеной, которую охраняли жители от нападения неприятеля. Такая стена должна быть прочной и охраняемой, иначе враг мог ее разрушить или перелезть через нее. Так и в духовной жизни: кто-то должен быть на страже, кто-то должен бдеть и молиться, чтобы стены нашей души и духовной жизни нашего общества не подвергались разорению, а если и будут искушаемы силой бесовской, то молитвой и благодатью Божией устояли бы. И такая охрана — монахи, которые молитвой ограждают нас и помогают нам преодолевать скорби и прочие жизненные сложности.
Вот почему мы восстанавливаем монастыри. Желающие вести особенную монашескую жизнь не появятся вдруг — их Господь призывает. Мы же должны радоваться и благодарить их за молитвы.